?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

www.mk.ru/social/article/2011/04/10/579776-v-chuzhuyu-shkolu-so-svoim-ustavom.html

МК опубликовал статью "В чужую школу со своим уставом", в которой речь идёт о детях мигрантов, обучающихся в московских школах, а точнее о проблемах, связанных с совместным обучением русских  и нерусских детей.
Круг проблем, обозначенных в статье, действительно, актуален, но вот предложенные способы их преодоления вызывают большие сомнения. Прежде всего, сомнителен анализ данной ситуации, хоть и сделан на основании "собственного расследования"  ,  как утверждают авторы. Собственно, авторы статьи к решению вопроса отношения не имеют, поэтому и упрёк к ним мелкий - не надо называть "расследованием" беглый взгляд на проблему.
Как следует из статьи, Комиссии по делам национальностей Общественного совета при правительстве Москвы предлагает создать  "специальную комиссию, которая будет посещать уроки и смотреть, как все проходит. Будет проверяться уровень как учеников, так и самих преподавателей"  Т.е., по доброй отечественной традиции,начнём со стрелочников.  А начать можно было бы и с другого конца.
Во-первых, для обучения  иноязычных детей, существуют различные модели,   многие из которых сегодня работают и в Москве.  Так, например, каждая школа, в которой есть дети-иностранцы, плохо владеющие иностранным языком,имеет возможность открыть группы по изучению русского языка как иностранного. Такие группы могут работать в системе дополнительного образования по 2 часа в неделю. Однако  не все школы используют эту возможность.  Я не могу быть экспертом в этом вопросе, но думаю,  что-то здесь не чисто, возможно связано с экономией или перераспределением средств. Но это мои домыслы, которые очень бы хотелось прояснить. 
Во-вторых, в Москве работают 10 или 12(точно не помню)  Школ русского языка (ШРЯ). Это не отдельные школы, а структурные подразделения обычных общеобразовательных школ, в которые зачисляются дети, не владеющие или очень  плохо владеющие русским языком. В таких классах дети в течение года занимаются только РЯ по системе обучения русскому как иностранному(РКИ) Наилучшим образом выглядят те школы, в которых, кроме таких классов - школ русского языка, существуют ещё и те самые  группы для дополнительных занятий по РКИ. Таким образом, получив свой языковой минимум в первый год обучения, дети имеют возможность получать необходимое сопровождение и в последующие годы обучения.
Казалось бы, чего проще наладить хотя бы эту систему? Заодно и выяснить, почему не во всех  школах, в которых действуют  школы русского языка, есть эти самые дополнительные группы? В итоге вырисовывается такая картинка: ребёнка целый год учит РЯ с нуля, потом он садится в обычный русский класс, и уже с этого момента его языковые проблемы никого не интересуют. Бедный учитель не знает, что с ним делать, как его обучать русской грамматике, если он не вполне понимает объяснения учителя, у которого  ещё 25 душ со своими, русскими проблемами. А бедный инофон даже вопроса задать не может, потому что  и сам не знает, чего он не понимает. И, разумеется, он не успевает за темпом работы русскоязычных сверстников. И ещё ничего, если это коммуникабельный ребёнок, без комплексов, а если нет? Он вообще остаётся один во всей школе со своим родным китайским, или вьетнамским.  Какова же должна быть сила мотивации, чтобы она не иссякла в такой ситуации?
Вот и возникают вопросы на предмет того, где бы стоило поработать комиссии, для начала. Если отладить хотя бы эту модель, в которой предполагается сопровождение ребёнка в соответствии с его уровнем, это уже большое дело.
А нам хотят предложить что-то новенькое?
"По итогам проверки планируется создать несколько специализированных школ, где будут обучаться те, кто совсем не знает русского языка. Потом ребята смогут переходить в общеобразовательные школы."
А что это  даст?  Поскольку  ШРЯ представляет собой несколько классов в обычной школе, худо-бедно есть реальная возможность приобщать детей к российскому социуму, по меньшей мере, организовывать какие-нибудь совместные проекты  русских и иностранных детей, разруливать конфликты, которые неизбежно между ними возникают, одним словом, мягко погружать их в наши реалии. Это так важно!  Даже то, что они могут наблюдать за нашими школьниками, присматриваться к особенностям поведения, взаимоотношений. Уже это  смягчает эффект культурного шока. Не могу представить, как они, после года обучения в отдельной школе, придут в нашу, обычную, где много учителей, к каждому из которых нужно присмотреться, прислушаться, в прямом смысле, а тут ещё  и первое знакомство с русскими сверстниками! 
Ах, да! Я забыла, что в статье обсуждаются не ИХ проблемы, а НАШИ... Нам это тоже ничего доброго не принесёт. Если говорить о детях из ближнего зарубежья, наших бывших соотечественников, они, как правило, поступают не по одному, а партиями. Даже в  школах русского языка бывает очень трудно  разбавить эти кучки, а что сварится  в собственном соку? По-моему, так это и есть прямая дорога к маргинальности и девиантности..
Вообще, тут так много всяких вопросов и проблем, которые нужно решать очень осторожно и мудро, иначе можем получить эффект, противоположный желаемому. Во всяком случае, тот механизм, что работает, уж точно  стоит не ломать, а развивать.
Вот жаль, из статьи не понятно, эти новые школы предложат в качестве эксперимента или же грозит излюбленное "...до основания, а затем...".
Волнуюсь очень.


alllka

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
sweet_lake
Apr. 14th, 2011 12:12 pm (UTC)
Спасибо.

Интересно, что сразу - создадим комиссии. Если у них есть деньги на создание комиссий, может, лучше их сразу пустить на дополнительные часы или классы для таких детей? Всегда можно организовать деление на группы - например, на уроках русского языка, еще каких-то, которые оказываются сложными для нерусских детей. На остальных они прекрасно могут находиться со своими сверстниками - возможно, получая иное домашнее задание (в соответствии с уровнем знания языка).
Только это не должно быть свалено на учителя, у которого часов и учеников - не сосчитать, а квалификации преподавания предмета для иноязычного школьника нет. Наверное, давно пора включать в конкретные поурочные разработки и сборники заданий материал по этой теме.

Но опять же - у нас пока комиссии создадут и проблемы выявят... Пока учителям мозги промоют, что они плохо работают за те "великие" деньги, которые им платят...
anjelikaf
Apr. 15th, 2011 02:52 am (UTC)
В Америке очень много эмигрантов. И у них налажена система ESL-как у нас РКИ.
Только в Америке эта программа работает великолепно. К детям, которых определили в эту программу прикреплен учитель ESL, который забирает ребенка на один урок(не помню в день или 3 урока в неделю), иногда в группу. Дети из младших классов начинают говорить по-английски уже через 3-4 месяца. И если дома с ними не говорят на родном языке, то за полгода-год учебы в школе ребенок может забыть родной язык. Это я видела в своем окружении десятки раз.
Меня поражает система обучения. Быстро и эффективно.
С детьми старшей школы- проблем больше. Возраст сказывается. Хотя, и они быстро осваивают английский язык.
Думаю, что в Америке очень продумана программа обучения иностранцев английскому языку.
Многие дети приходят в школу с нулевым знанием английского языка и переводчика у детей нет.
Учитель получает чуть ли не поурочные(поминутные) разработки.
Есть чему поучиться.
alllka
Apr. 15th, 2011 04:37 pm (UTC)
Даже не сомневаюсь, что есть, чему поучиться! Но и у нас всё продумано достаточно хорошо. Уже проведена большая работа: учителя прошли переподготовку, работают грамотные методисты, владеющие методикой РКИ (как правило, бывшие вузовские преподаватели РКИ), написаны специальные программы для школ русского языка(ШРЯ). При чем таким школам положен методист, который консультирует учителей, логопед и психолог. Другой вопрос, что не везде выдерживаются все нормы, не комплектуются, как положено, штаты. А то, что пишут в статье, на мой взгляд, возмутительно! Сам тон статьи такой, что стыдно за страну. Одно название чего стоит! Более того, в школе, в которой проводилась съёмка, ничего подобного не было сказано, ни учителями, с которыми вообще никто не разговаривал, ни директором. Эти "расследователи", одним росчерком скомпрометировали коллектив в глазах коллег из других школ, а также в глазах людей, которые их учили. Да и вообще, плюнули в глаза всем тем, кто работает над этой проблемой в городе. Ведь РКИ в школе - это очень молодое движение, которым занимаются грамотные и очень приличные люди, которые очень профессиональноподходят к решению вопроса.
Думаю, что просто замышляется какой-то передел, в основе которого лежит экономия бюджетных средств, и ничего больше. Вот и обрабатывается общественное мнение под это дело, способами, прямо скажем, жульническими.
Жалко денег, так пусть скажут об это прямо, и решат вопрос, принимаем мы мигрантов в страну или нет. Если принимаем, то на каких условиях. Надоели уже эти фиги в карманах!
pontcha
Apr. 16th, 2011 02:00 pm (UTC)
В чужую школу со своим уставом
К сожалению, с точки зрения обывателя, проблемы, с которыми сталкиваются московские школы, видимо, выглядят именно так.

С другой стороны, автор статьи затрагивают одну очень важную проблему, которая, во-первых, действительно существует, а во-вторых, сводит на нет все усилия конкретных преподавателей, пед.коллектива школ, мин.образования, специальных комиссий при правительстве Москвы и под. Это отсутствие у родителей (а соответственно и у их детей) представления о ценности образования, которое идут получать их дети. Они воспринимают школу как место, где ребёнок бесплатно может быть под присмотром с раннего утра до позднего вечера, и не более того. Скорее всего, это положение вещей обусловлено вполне объективными причинами, но сути дела не меняет. Отсюда - отношение детей к школе и их «шансы на успех».

А что касается специальной комиссии, то здесь, боюсь, все именно так, как вы и говорите.
alllka
Apr. 16th, 2011 04:21 pm (UTC)
Re: В чужую школу со своим уставом
Соглашусь,что есть и такие родители и дети, но не все же, далеко не все. Не хочется, как говорится, называть "по имени" те регионы, откуда прибывают те, кто сдаёт детей в школу, как в камеру хранения, но они известны. Не знаю, я не стратег, государственным мышлением похвастаться не могу, но понимаю, что избежать подобного положения дел можно лишь хорошо продуманной системой взаимодействия с мигрантами. И уж конечно, начинать нужно не со школы. Мигрантам должно быть выгодно, чтобы их дети получали более-менее приличное образование. Может быть и не нужна такая уж повальная бесплатность образования, чтобы был стимул учиться.С другой стороны, если ввести плату, многие засядут по норам, и вообще не отдадут детей в школу, а это опасно. Думаю, стоит воспользоваться опытом стран, где все эти вопросы давно улажены. А то получается, что государство не знает, как бороться с нелегалами, а виноватыми окажутся школьные учителя. Неужели невозможно продумать систему ограничений и стимулов, которая бы регулировала степень ответственности, как самих мигрантов, так и их работодателей?
pontcha
Apr. 17th, 2011 07:40 am (UTC)
Re: В чужую школу со своим уставом
> Соглашусь, что есть и такие родители и дети, но не все же далеко не все.

А и не нужно, чтобы были все. Достаточно, чтобы то или иное мнение/ отношение было либо у лидера группы, либо у большинства, чтобы мнение/ отношение/ стиль поведения распространился на всю группу.

Поэтому, вероятно, как для детей-мигрантов, так и для их учителей было бы действительно и удобней, и полезней, если бы школьники-инофоны всё же были бы распределены по обычным классам и учились бы вместе с русскими.

Что же касается тех, кто совсем не говорит по-русски, тем, вероятно, лучше пройти год обучения в спец.школе, а уже потом садиться за парту вместе со сверстниками.

В этом смысле ничего ужасного в статье, опубликованной в МК, написано не было. Там было сказано следующее:
"По итогам проверки планируется создать несколько специализированных школ, где будут обучаться те, кто совсем не знает русского языка. Потом ребята смогут переходить в общеобразовательные школы.
Если у ребенка просто возникают сложности с языком, то он будет посещать дополнительные курсы при своем учебном заведении".

С другой стороны, понятно, что опасения вызваны тем, что в результате получится не "как лучше", а "как всегда". То есть пугают не сами идеи и предложения, а вероятный способ их претворения в жизнь.
alllka
Apr. 17th, 2011 09:52 am (UTC)
Надо сказать, что статья написана настолько криво, что понять её могут только люди, не владеющие информацией по данному вопросу, как это ни парадоксально звучит.
Например:
"По итогам проверки планируется создать несколько специализированных школ, где будут обучаться те, кто совсем не знает русского языка. Потом ребята смогут переходить в общеобразовательные школы."
Как же это надо понимать, если такие школы УЖЕ работают в Москве 5 лет(от5 до7,не помню точно). Это не отдельные школы, а специализированные классы, которые действуют внутри школ, в качестве структурных подразделений. Или надо понимать, что эти школы будут существовать автономно? Именно так я и поняла, и не только я, а все те, кто работает в школах русского языка. Если же речь идёт о дополнительном количестве школ, то пусть так и напишут, по-русски.
И далее...
"На таких курсах приезжих детей смогут научить говорить по-русски, но думать они будут на своем языке и действовать, как принято на их родине. Уроки языка и культуры — это прекрасно, но они не нужны тем, кто не хочет включаться в чужое общество. И школьные проблемы — то же незнание русского — перерастают уже в общегосударственные, в массовое нежелание знать."
На каком языке кто думает - не наши заботы, а вот насчет "действовать, как принято на их родине" - просто смешно! Для этого должны быть государственные законы минус коррупция всей страны, при чем же тут уроки и комиссии? А уроки культуры для детей мигрантов, как раз-таки и дают возможность познакомить детей с тем, как принято здесь действовать, а как нет. И нужны эти уроки, прежде всего, всем нам, в целях собственной безопасности.
А статья, как показалось, написана и вашим, и нашим - и школы-то мы создадим, да и кому нужны эти школы, и вообще, мигранты - вот причина массового невежества.
anjelikaf
Apr. 19th, 2011 02:12 am (UTC)
Мне кажется, что общество не готово к приему такого количества мигрантов.
Морально не готово. Вот и идет такое восприятие.
В военные годы многие люди вынужденно переезжали из одной республики в другую.
И дружно жили. А сейчас-неприятно смотреть по ТВ как проезжаются по людям, которые плохо говорят по-русски.
Это дело времени. И приезжие заговорят по-русски.
В той же Америке никто не заставляет людей думать только по-английски. И приветствуют разные народы, и праздники празднуют не только государственные, и учат слова тех народов, кто есть в классе, на работе.
Учат толерантности. И дети уважают культуру других народов. Детей учат помогать тем, кто еще не умеет говорить по-английски.
А на счет программ по обучению детей русскому языку, то очень бы хотелось узнать авторов, увидеть книги, методички для учителей.
Я держала в руках книгу, выпущенную по проекту Лужкова для обучения детей русскому языку.
Одни картинки. А методички я не видела. Вот ее бы рассмотреть.
Нет ли у вас информации по книгам, методичкам РКИ для российских школ?
alllka
Apr. 19th, 2011 11:38 am (UTC)
... по книгам, методичкам РКИ для российских школ
Если вы имеете ввиду работу с иноязычными детьми, которые приходят в обычные русские классы, то на этот случай ни учебников , ни методичек нет. А вот для Школ русского языка, где учатся дети языку с нуля, создан учебно-методический комплект, могу дать ссылку, где вы увидите, как выглядят эти учебники, и сможете прочесть аннотацию к ним. А вот приобрести всё это, кажется, проблематично, ибо не продаётся(( Комплекты рассылают бесплатно по школам, где есть такие классы.
1. Уроки русской речи (альбом с иллюстрациями+поурочные разработку на весь курс)
2. Русский язык: от ступени к ступени
3. Учимся в русской школе (уже вышла и вторая книга)
4. Наш дом - планета Земля
http://www.etnosfera.ru/edition/transactions/p2/
Надо сказать, что при работе с детьми 11-12лет и старше, на начальном этапе используют №1, а потом подключают и всё остальное: тексты(№3), грам.упражнения(№2) и культурологическую информацию(№4)
anjelikaf
Apr. 19th, 2011 12:17 pm (UTC)
Re: ... по книгам, методичкам РКИ для российских школ
Спасибо, посмотрю.
alllka
Apr. 19th, 2011 11:57 am (UTC)
...по книгам, методичкам РКИ...
Еще есть один комплект, он есть в продаже, только надо погуглить, где. К этием учебникам и методичка есть:
Говорю и пишу по-русски. От элементарного уровня к базовомуї (авт.: Е. В. Какорина, Л. В. Костылёва, Т. В. Савченко).
( 11 comments — Leave a comment )