?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дети: работа с падежами

Как работать с падежами на занятии с двуязычными детьми?
Вводить падежи рекомендуется постепенно, а не все сразу.
Детьми, говорящими в детском саду на языках, близких по структуре к русскому, именительный падеж употребляется чаще всего, после него – винительный, на третьем месте – родительный, затем дательный, предложный и творительный.
Для именительного падежа наиболее характерные вопросы кто? что?; наиболее характерные контексты употребления – вон … , вот … , там … , тут … , здесь … , это …

Для винительного падежа - вопросы кого? что? и контексты типа вижу … , рисую … , беру … , несу … , даю … , люблю … , делаю … , надеваю … , везу … , покупаю … , мою … , кормлю … , кидаю … , ловлю … , пускаю … , катаю …

Для родительного падежа - вопросы кого? чего?, контексты нет … , у … , от … , для … , около … , а также выражение принадлежности: шкаф Светы, альбом мальчика. (Следует заметить, что если слово, обозначающее того, кому принадлежит некоторая вещь, стоит перед названием самой вещи, то используется притяжательное «окончание» –ов/ -ев (для мужского рода - с «окончанием» на согласный) и –ын/-ин для женского и мужского рода (с окончанием на –а/-я), например, Светин шарф, папин дом).

Для дательного падежа – вопросы типа кому? чему? и контексты несу … , даю … , дарю … , подарок … , письмо … , привет … , к …, предполагающие адресата действия.

Для творительного падежа – вопросы кем? чем?, контексты с … , под … , над … , играть … , писать … , вертеть … , работать … и другие названия действий, указывающие на инструмент или орган, производящий действие. Дети усваивают, прежде всего, такие выражения, как одной рукой, двумя руками, смотреть глазами, ходить ногами, рисовать карандашом.

Предложный падеж отвечает на вопросы в/ на/ о ком? чем?; усваивается в контексте с этими предлогами чаще всего при обозначении местонахождения предметов (в ящике, на полочке) и при устойчивых обозначениях названий песен, книг («О кошечке», «О мальчике»).

В соответствии с перечисленными контекстами подбираются наглядные материалы, пособия, разыгрываются ситуации, в которых усиленно используются падежи и предлоги. Легко организовать игры с использованием пары предлогов, требующих, например, винительного падежа – убирая кукольную квартиру или расставляя мебель: Положи книгу на стол, Положи мячик в шкаф; устраивая необычные соревнования по бегу или прыжкам (у кого мячик прыгнет по большему количеству предметов мебели; кто из игрушек выиграет соревнование по бегу под различными предметами мебели); с предложным падежом – разыскивая пропащие вещи: Книга на столе, Мячик в шкафу, рассказывая, что где оказалось. При этом запоминаются, если их достаточно часто повторять, окончания тех слов, которые мы ввели. Затем можно соединять большое количество предлогов в играх-заданиях, а также подключать к ним контексты, требующие разных падежей после предлогов. Например, говорится: Пропало полотенце. Где оно: под шкафом, на шкафу, перед шкафом, в шкафу или за шкафом? Отрабатывая употребление одного и того же предлога, рассказываем историю вроде следующей: Собака гуляет. Куда она идет? Во что? – В лес. Да, в лес. – Где она? – В лесе. – Да, в лесу. Выходит из леса и идет во что, куда? – В поле. – Да, в поле.

Для активизации употребления одного и того же слова в разных падежах устраивается такая, например, сценка. Клоун в цирке (игрушка) играет с мячом и описывает свои действия: Вот мяч. Беру мяч. Играю мячом. Бросаю мяч. Иду к мячу. Я на мяче, я под мячом, я около мяча. Встаю на мяч, катаюсь на мяче. Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей, шесть мячей. Иногда мы концентрируем внимание на каком-нибудь частном случае употребления словосочетания, например, в очках: надеваем по очереди на всех очки и говорим, кто в них. В некоторых случаях придумываем цепочку, прося детей продолжить ее: цветы в вазе – в ведре – в поле - в руке – в горшке… Тема «Дом» подсказала нам ситуации «Кто где живет?», тема «Магазин» - описание того, куда мы что положили: Хлеб в пакете, картошка в сумке, морковка в корзинке. Можно было рассказать, кто что видел из окна, по телевизору, на картине, в кино.

Множественное число вводится ситуативно с самого начала и постепенно подкрепляется Во всех видах деятельности. Воспитателям необходимо обратить внимание детей на то, когда необходимо употребить единственное, а когда множественное число одного и того же слова, подчеркивать это голосом (Возьми не одну пуговицу, а две пуговицы, много пуговиц; это ботинок, а нужны ботинки). Есть и такие существительные, которые всегда употребляются только во множественном числе (ножницы, санки, часы).

Другие виды работы и игры по падежам можно посмотреть здесь http://metodika-rki.livejournal.com/69539.html

Советы по работе с падежами взяты из книг «Многоязычие в детском возрасте» Протасовой Е. Ю., Родиной Н. М. и «Учимся учить детей русскому языку» Акишиной А. А., Акишиной Т. А.