?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как планировать занятия для детей 3-5 и 8-10 лет? Проводить занятия полностью отдельно: старшие и младшие?
Конечно, если есть возможность, лучше не создавать себе дополнительных трудностей и распределить детей по группам сообразно их возрасту.
Другое дело, если такой возможности на самом деле нет.
В этом случае можно давать разные задания старшим и младшим. Можно это делать в рамках одного общего задания. Таким общим заданием может быть совместное раскрашивание, аппликация и под. При этом, если дошкольникам может быть предложено назвать по-русски отдельные раскрашиваемые объекты, части изображения, форму и/ или цвет, школьники могут описать картинку (или их серию) или придумать по ней (по ним) историю (или закончить историю, которую начал преподаватель).

Существуют и другие специальные приемы, позволяющие организовать занятие в разноуровневых группах.

Так, например, можно попробовать соединить детей разного возраста в роли «мастера» и «подмастерья», когда старший ребёнок получает задание обучать младшего, направляя его деятельность. В этом случае задание выполняется в парах или в группах.
Возможна также общая работа в группах над каким-нибудь другим проектом, которым может стать, к примеру, театральная постановка.

Проектная деятельность со школьниками может выражаться в таком комплексе действий, как:
- доклады,
- рисунки,
- модели,
- макеты,
- викторины,
- энциклопедии,
- различные изделия.

Темы проектов для учащихся младшего школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Это могут творческие экологические, фантастические, практико-ориентированные, информационные проекты, такие как “Модель машины времени”, “Подводный мир”, “Наша школа”, “Мой город”, “Кенгуру”, “Русский медвежонок”, “Зирек тиен”=“Мудрая белка” (примеры проектов в русско-татарской школе).

Очень много языковых и речевых игр можно придумать по картинному словарю, один из которых можно найти здесь http://www.mgu-russian.com/ru/teach/library/7/?set_filter=Y&letter=%D0%9C (Игры и задания описаны в приложении в конце пособия Бабай Н.Г., Дронова В.В. «Мой русский словарь»).

Если дети из старшей группы еще не умеют читать по-русски, можно подключить к занятиям такие пособия, как «Росинка» Хамраевой Е. А. , Дронова В. В. (см., например, http://www.mgu-russian.com/ru/teach/library/7/?set_filter=Y&letter=%D0%A0&SECTION_ID=7&PAGEN_1=2) и «Алфавитные истории» Боковой Т. (см. книгу здесь http://www.mgu-russian.com/ru/teach/library/7/?set_filter=Y&letter=%D0%90).

Для развития речи можно использовать Сборник развивающих книг для детей дошкольного возраста (всего 39 штук). Для работы в разноуровневых группах подойдут наглядно-дидактические пособия Словообразование. Антонимы. Глаголы. Антонимы. Прилагательные комплекса "Грамматика в картинках", так как они как раз рассчитаны на детей от 3 до 7 лет (см., например, http://www.mgu-russian.com/ru/teach/library/7/?SECTION_ID=7&PAGEN_1=3).
Любое занятие при этом может включать фонетическую зарядку, повторение изученного, введение нового материала, его отработку в игре/ играх.
Программу обучения можно составить с опорой на материалы пособия Сергеевой О.Е. "Веселые шаги" (см. ее здесь http://www.mgu-russian.com/ru/teach/library/7/?set_filter=Y&letter=%D0%92 ), на программы Иваницкой Г., разработанные для Лондонской школы русского языка и литературы (см. их здесь
http://bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=518%3Aprogramma-kursa-russkij-kak-vtoroj-rodnoj&catid=35%3Atema-mesyaca&Itemid=6&lang=ru ).

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Nov. 25th, 2013 03:23 pm (UTC)
Спасибо за тему! К сожалению, с пособиями не познакомиться - ссылки доступны только авторизованным читателям.
pontcha
Dec. 5th, 2013 12:12 pm (UTC)
некоторые материалы доступны всем
Программы Иваницкой Г., разработанные для Лондонской школы русского языка и литературы можно посмотреть всем: http://bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=518%3Aprogramma-kursa-russkij-kak-vtoroj-rodnoj&catid=35%3Atema-mesyaca&Itemid=6&lang=ru ).

Книгу О.Е. Сергеевой "Веселые шаги" и
- наглядно-дидактические пособия комплекса "Грамматика в картинках" Бывшевой (Словообразование. Антонимы. Глаголы. Антонимы. Прилагательные и др. книги этого комплекса) можно найти в свободном доступе в Интернете.



Edited at 2013-12-07 10:54 am (UTC)
( 2 comments — Leave a comment )