?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как начинать обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста с нуля?

Преподавателю русского языка на занятии с дошкольниками и младшими школьниками нужно с самого начала стараться говорить только по-русски, по возможности семантизируя сказанное непереводными средствами семантизации, постоянно подключая мимику, интонацию, имитацию эмоций, жесты, показ, проигрывание ситуаций на кукле-помощнике, изображение требования и его исполнения при помощи игрушек, медленное пословное произнесение, повторение ключевых для понимания слов отдельно от предложения, перефразирование более простыми и известными словами (так, например, значение свобственно русских слов помогут понять включенные в словосочетание интернационализмы: слушать (музыку), смотреть (телевизор) и под.), а затем повторение первого варианта. Можно самому начать выполнять задание, чтобы ребенок последовал примеру преподавателя.
При этом на самых первых уроках НЕ нужно стремиться к стопроцентному пониманию. Достаточно, чтобы ребенок что-то понимал, догадываясь о значении произносимых слов по ситуации, контексту и пр.

Дело в том, что даже взрослым порой приходится общаться с людьми, языка которых они не понимают (например, во время поездки в другую страну, жители которой не говорят по-английски). И ничего ужасного не происходит. Точно так же пытаются догадаться о сказанном по ситуации, по контексту, по жестам, по мимике и т.д. В результате тоже чему-то учатся.

В ситуациях, когда перевод всё же необходим, его может «давать» игрушка (герой известного ребёнку мультфильма страны проживания, кукла в национальном костюме и под.), за которую воспитатель может говорить изменённым голосом. Таким образом, удастся избежать ситуации смешения языков в речи преподавателя.

Приблизительный тематический план первых уроков в пособии "Русский язык для дошкольников" на с. 42-44 (страницы для бумажного варианта). Те виды работы, упражнения и игры, которые там описаны, можно включить в первый урок.

Кроме того, с какой бы аудиторией вы ни занимались, самой первой обычно оказывается тема "Знакомство", т.к. на первом уроке действительно происходит знакомство учащихся с преподавателем и друг с другом. На уроке с дошкольниками можно также "познакомить" детей с какими-то русскими куклами (которых будет озвучивать воспитатель): с матрёшкой, с мишкой и/ или с куклами в национальной русской одежде.

Кроме того, может произойти знакомство с наречием «по-русски», с русскими вариантами имен, представленных во втором языке ребенка (например, Майкл = Миша) - после чего дети могут получить задание определить, русское или нерусское имя прозвучало в речи воспитателя, с русскими вариантами приветствий (в сравнении, к примеру, с их аналогами во втором языке детей).

Также на первых уроках, как правило, происходит знакомство с глаголами (например, в форме императива), которые понадобятся для организации работы (например, говори(те), скажи(те), повтори(те), сядь(те), встань(те), (с)пой(те) и под.).

Обычно на первых занятиях изучается тема, позволяющая объяснить детям правила поведения на уроке (или в данном учреждении). Это может быть тема «Школа» (для школы) или тема «Режим дня» (для детского сада).

Здесь http://metodika-rki.livejournal.com/9801.html можно посмотреть информацию об этапах, которые проходит дошкольник, начавший изучение русского языка с нуля.