?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

> Как обучать детей-билингвов технике письма (а именно графике и орфографии)? Какие упражнения и виды работ можно в этой связи предлагать?

У детей соотечественников, проживающих за рубежом, у детей-инофонов и обычных русских школьников, обучающихся в России, в процессе изучения русского языка, помимо специфичных для тех и других, возникают и общие проблемы.

К числу общих проблем, в частности, относится овладение принципами русской орфографии.

Этот вопрос является крайне актуальным и болезненным и для российских учащихся, но без его решения о полноценном овладении русским языком рассуждать не приходится.

В основе обучения орфографии лежит система орфографических правил.

Однако часть орфограмм усваивается путем запоминания традиционных написаний (к которым, например, относится правописание окончаний прилагательных <<-ого>>, <<-его>> (родительный/ винительный падеж).

Рекомендуется сначала объяснить учащемуся правило (в доступной для него форме).

Так, например, если нужно объяснить  правописание окончаний <<-ого>>, <<-его>>, следует сказать ребенку, что, если тот слышит звукосочетания [-ова/-ава, -ева/-ива] в конце имени прилагательного, местоимения или
числительного (т.е. в конце слов типа нового, дорогого, горячего, этого, нашего, одного и под.), то при письме эти звукосочетания нужно заменять на буквосочетания -ого, - его.

После этого можно предложить учащемуся прослушать слова на это правило и дать следующее задание:

- Послушай внимательно слово (слова). Почему можно ошибиться в написании этого слова? Ты можешь сформулировать правило?

Далее рекомендуется выполнять с ребенком различные упражнения (на вставку, выделение, подчеркивание, выписывание орфограмм (или слов).

Кроме того, для обучения орфографии можно использовать упражнения, направленные на создание у учащихся графического образа слова, на запоминание написания слов, а также упражнения, с помощью которых
происходит обучение распознаванию, образованию и употреблению грамматических средств и форм. Например:

· перепишите словосочетания, подчеркните гласную в корне слова;

· перепишите и запомните слова, которые оканчиваются на мягкий знак;

· вставьте в слова мягкий или твердый знак;

· определите суффиксы в словах. Впишите слова в таблицу (распределите
по колонкам в зависимости от суффикса);

· образуйте от указанных слов новые, используя суффиксы;

· замените прямую речь косвенной;

· напишите изложение;

· прочитайте таблицу. Обратите внимание на правописание слогов с согласными <<ж>>, <<ш>>, <<ч>>, <<щ>>. Затем таблица стирается - учащимся предлагается восстановить слова из таблицы в том же или произвольном
порядке.

При обучении орфографии широко используются диктанты: словарные, например, (прочитайте), слушайте и пишите слова; выборочные, например, слушайте и пишите только слова с буквой <<а>>/, подчеркивайте одним
цветом слова с <<и>>, а другим - слова с <<ы>>; выборочно-распределительные, например, прослушайте и распределите по столбикам (напишите) слова с мягким и без мягкого знака; предупредительные, например, прочитайте и запомните написание слов и словосочетаний (из текста), слушайте и пишите текст; а также фразовые диктанты (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые), подстановочные, имитационные упражнения. Обучение орфографии более успешно, когда оно происходит параллельно с изучением грамматики, лексики,
словообразования.

Для обучения технике письма используют упражнения, направленные на обучение буквенному и слоговому анализу слова, переносу слов, правильному ударению. Обучение идет параллельно с формированием
фонетических навыков. Следует обратить внимание на особенности написания букв русского алфавита, на несовпадение русской графики и графики языка учащегося. Большое значение в этот период приобретают
различные виды списывания. Можно использовать следующие упражнения и виды работ:

· напишите заглавные буквы русского алфавита;

· напишите прописные буквы русского алфавита;

· напишите слова в алфавитном порядке;

· обратите внимание на написание русских букв <<и>>, <<у>>, <<в>>, <<б>>, <<п>>, <<р>>. Напишите и произнесите слова (упражнение направлено на устранение интерференции латинского алфавита);

· правильно напишите русские буквы <<г>>, <<ж>>, <<ш>>, <<щ>>, <<ц>>, <<ч>> (упражнение учит писать буквы, которые есть только в русском алфавите);

· напишите и запомните слова, в которых буквы и звуки не совпадают;

· перепишите текст, заменив, где надо, прописные буквы на заглавные;

· определите количество слогов в слове;

· поставьте ударения;

· перепишите текст, поставьте знаки препинания

Кроме того, на уроках по обучению письму (технике письма) могут писаться слуховые выборочные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, изложения.