?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как объяснить студентам, что при употреблении Р.п. с  цифрами 2, 3, 4  применяем правило ед.ч., а не мн.ч. (2 телефона, 3 книги, 4 яблока)? Ведь по логике 2, 3, 4 - это уже мн.ч.
Иностранным учащимся необходимо знать что мы употребляем после
1 - Именительный падеж ед.ч.
2, 3, 4 - Родительный падеж ед.ч.
5, 6 ... - Родительный падеж мн.ч.
Такая система в русском языке сложилась в результате исторических изменений. Вот некоторые интересные факты из истории числительных..
В древнерусском языке помимо единственного и множественного было также двойственное число (оно, например, сохранилось в словенском языке). Когда двойственное число
утратилось, формы два берега, два стола стали восприниматься как формы родительного падежа ед.ч.
Также в древнерусском первые четыре числа (1-4) были счётными прилагательными, а числа 5-9 были существительными женского рода (!) и склонялись как слово "кость" (т.е. как существительные женского рода, оканчивающиеся на "ь"). 10 было существительным мужского рода, 100 существительным среднего рода. Т.е. числительного как части речи тогда не было, все обозначения чисел были распределены по другим категориальным классам. А все те особенности сочетаний числительных и существительных, которые мы имеем сейчас, обусловлены именно этими историческими изменениями в системе языка.
А ещё здесь можно говорить о существовании так называемого счётного падежа (т.е. форм, которые принимают имена после числительных). Сравните:  «в течение (кого? чего?) чáса» (родительный падеж), но «три (кого? чего?) часá» (счётный падеж), изменяется место ударения.
--
Best regards,

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
seymoor
Mar. 31st, 2014 12:15 pm (UTC)
большое спасибо! очень очень интересно!
nemo_nihil
Mar. 31st, 2014 12:38 pm (UTC)
спасибо!)
( 2 comments — Leave a comment )