?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

> Что можно использовать для отработки интонации на занятиях с детьми? Есть ли какая-нибудь учебно-методическая литература?

Усвоение интонационных структур начинается с самой простейшей интонации — повествовательной. Отработка интонации повествовательного предложения осуществляется следующим образом. Первоначально материалом для усвоения этой интонационной конструкции служат простые нераспространённые предложения с указательным местоимением «это», которые включают в себя слова с различной ритмической структурой с ударением на первом среднем и последнем слогах. Демонстрировалась предметная картинка, которую называет сначала логопед, показывая образец речи, а затем название повторяется детьми хором и в индивидуальном порядке.

Затем переходим к отработке простого распространённого предложения с интонационным центром на конце. В предложения включаются слова разной фонетической сложности:
- двухсложные с ударением на первом слоге со стечением согласных и без стечения;
- двухсложные с ударением на втором слоге (со стечением и без);
трёхсложные с ударением на первом (втором, третьем) слогах (со стечением согласных и без);
- четырёхсложные с различным положением ударения;
- слова разной слоговой структуры с произвольной постановкой ударения.

Детям предлагается проговаривать фразы сопряжённо с логопедом, отражённо и самостоятельно.

Для закрепления навыка произнесения повествовательных предложений с интонационным центром на конце предлагаются различные упражнения. Например:

- закончить высказывание, начатое логопедом, подобрать подходящее слово по смыслу, согласовывая его с другими словами в предложении. Составить полное предложение. Назвать его, интонационно выделяя конец синтагмы;
- закончить предложение, подбирая слова, противоположные по смыслу, согласовывая их с другими словами в предложении. Повторить полное предложение. Интонационно выделяя конец синтагмы;
- выделить предложение из текста. Определить их количество;
- составить коллективное повествование. Логопед начинает рассказ, дети по очереди придумывают ему продолжение, называя по одному предложению. Понижение голоса в конце предложения свидетельствует о его законченности;
- на следующем этапе интонация повествовательного предложения закрепляется в стихотворениях и при пересказе небольших прозаических текстов. В связном высказывании.

Эту и другую информацию о приемах по работе с интонацией с детьми смотрите в работе Васильевой С.Н. "Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры"
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/formirovanie-intonacionnoy-storony-rechi-u-detey-starshego