?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

> Что такое притекстовые упражнения? Какие упражнения можно к ним отнести?

Притекстовые упражнения, с одной стороны, ориентируют учащихся на коммуникативную установку, а с другой стороны, направляют их на формирование конкретного умения. Итак, в притекстовых заданиях учащимся предлагается коммуникативная установка, назначение которой - сделать процесс чтения целенаправленным.

В зависимости от того, на формирование каких навыков и умений притекстовые упражнения нацелены, они выделяются на разные группы. Количество умений, которые учащимся необходимы для восприятия и понимания текста, многочисленное. В связи с этим существуют разные группы притекстовых упражнений. Первая группа - это упражнения, нацеленные на развитие умений выделять главное при чтении;
вторая – на  развитие навыков и умений догадываться о значении новых слов по контексту или по словообразованию; третья - на увеличение скорости чтения.

Одним словом, притекстовые упражнения в основном относятся к коммуникативным упражнениям. Они помогают учащимся понимать содержание, извлекать нужную информацию из прочитанного, одновременно иметь быструю скорость чтения.

В притекстовых упражнениях содержатся указания на
а) вид чтения (изучающее, ознакомительное) и
б) скорость чтения.

Притекстовые упражнения развивают разные механизмы чтения:
а) механизм догадки (этимологической, по контексту, по ситуации),
б) механизмы логического понимания, направленные на содержательный поиск.

Предлагаемые упражнения и задания требуют повторного прочтения текста. Это позволяет достичь полного понимания прочитанного, включая неизвестные ранее лексические и структурные единицы текста. Развивают формально-логическую компетенцию учащихся:

Примеры заданий: выберите подходящие заглавия; разбейте текст на отдельные смысловые части; найдите в тексте предложения, которые являются ответом на вопросы...; передайте главную мысль текста своими словами..; опишите/расскажите.., опираясь на текст.
Другие примеры притекстовых упражнений можно посмотреть в "Учимся учить", а также, например, здесь http://www.profistart.ru/ps/blog/19597.html
Автор публикации: Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/58/