?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

> Как исправлять ошибки, допущенные при устном общении?


Ошибки, допущенные при устном общении, могут исправляться сразу же и отсрочено (т.е. позже).
Оба эти способа имеют свои достоинства и недостатки.
Отсроченное исправление позволяет учащемуся в момент говорения свободно строить свое высказывание, не отвлекаясь на исправление ошибок и тем самым концентрируясь только на смысле и необходимых для его выражения лексических средствах. Однако в отчет об ошибках, составленный преподавателем и переданный учащемуся после общения, тот может даже не посмотреть. В любом случае, даже ознакомившись со своими ошибками постфактум, психологически учащемуся сложно будет применить полученные знания на практике из-за разрыва во времени. Ведь он уже забыл, по крайней мере, часть своих высказываний, да и никакого участия в исправлении не принимал, усилий не затрачивал. Ошибок могло быть допущено достаточно много. Запомнить все правильные варианты одновременно может оказаться достаточно сложной задачей. Отчетливо осознаваемой причины для осознания ошибок постфактум нет: высказывание уже создано, коммуникация состоялась. К моменту окончания общения мотивация говорить правильно значительно снижается (если не сказать исчезает).
Что касается неотсроченного исправления ошибок, то оно, во-первых, дает информацию только об одной ошибке, допущенной в единицу времени (максимум, о двух-трех). Во-вторых, позволяет учащемуся поучаствовать в исправлении этой ошибки (или этих ошибок), повторив то, что он только что сказал, но правильно. Недостатком неотсроченного контроля оказывается то, что в результате высказывание прерывается, учащийся сбивается с мысли, а бывает, что и расстраивается. Такое исправление ошибок может отрицательно сказаться на желании учащегося продолжать говорить на изучаемом языке.
Каковы же пути решения проблем для этих двух способов исправления?
Преодолеть недостатки отсроченного исправления ошибок устной речи помогут различные упражнения, который преподаватель может предложить учащемуся после окончания устного общения. Учащемуся можно предложить (многократно) прочесть вслух правильные высказывания (которые преподаватель в свою очередь может повторять в паузы, лишний раз давая студенту образец произношения). Учащемуся может быть предложено самостоятельно исправить неправильные высказывания устно или письменно. Это может быть упражнение "с ключом", когда учащемуся в любом случае будет предлагаться устный или письменный правильный вариант, по которому можно будет проверить правильность исправлений. Могут быть предложены и другие самые разнообразные упражнения и виды работы.
Для того чтобы устное неотсроченное исправление ошибки прошло для учащегося практически незаметно, преподаватель может обратиться к приему "эхо", когда высказывание с ошибкой повторяется преподавателем в правильном варианте (часто в форме переспроса): "Иду в школа. - Ты сказал "в школу"? - Да, в школу". Помимо всего прочего такое исправление заставляет учащегося сразу же исправиться и только потом продолжить общение.

Автор публикации: Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/

# рки #ркидети #ркимгу #курсырки #уцря #мгурки #методикарки #преподаваниерки #русскийязык