?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как познакомить иностранных учащихся с категорией рода (в русском языке)?

Знакомство с этой категорией обычно происходит на самых первых уроках в курсе по РКИ для начинающих (элементарный уровень).

Прежде чем объяснять род, преподаватель должен отдавать себе отчет в том, что, хотя по роду в русском языке изменяются все именные части речи, а также русские глаголы в ед. ч. в прошедшем времени, впервые представлять категорию рода принято на примере имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, т.к. они, как правило, принадлежат к определенному роду (к мужскому, к женскому или к среднему), но по родам не изменяются (в отличие, например, от прилагательных или притяжательных местоимений).

При этом родовые окончания существительных в курсе по РКИ рассматриваются только в одной форме: ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА (т.е. в словарной форме). Он никогда не изучается на примере им. пад. мн. ч. или косвенных падежей, хотя бы потому, что во всех косвенных падежах (кроме вин.) в ед. ч. у всех изменяемых существительных форма муж. и ср. рода будет СОВПАДАТЬ: по лесу = по окну, нет леса = нет окна и т.д.

Итак, чтобы познакомить учащихся с родом, необходимо объяснить, что все существительные в русском языке, во-первых, делятся на три группы, во-вторых, рассказать, КАКИМ ОБРАЗОМ можно определить род русского существительного по окончанию русского существительного в его начальной форме (т.е. в форме им. пад. ед. ч).

Таким образом, для объяснения рода преподавателю нужно предоставить учащимся информацию по окончаниям существительных разных родов: во-первых, обратить внимание студентов на то, что все сущ. среднего рода похожи (сущ. женского рода похожи, сущ-ые мужского рода похожи), а во-вторых, рассказать, ЧЕМ именно похожи существительные в каждой из групп.

В том случае если род необходимо ввести без объяснения (к примеру, на занятии с дошкольниками), нужно точно также рассказать, что все существительные в русском языке делятся на 3 группы (допустим, слова-мальчики, слова-девочки и слова-солнышки), и предоставить учащимся информацию по существительным из каждой группы. В данном случае преподаватель может просто перечислить для детей (сопровождая перечисление, к примеру, показом изображений) существительные муж., жен. и ср. рода (взяв их, допустим, из лексического минимума данного урока): "Окно – это слово-солнышко, кукла – это слово-девочка, робот – это слово-мальчик", - и под.

Автор публикации: Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/
http://pontcha.livejournal.com/6264.html