?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как лучше всего объяснить совершенный вид студенту, который не понимает значения ‘завершенности’ действия?

Действительно, завершенность действия считается основным значением глаголов совершенного вида, однако увидеть это значение в предложениях с русским глаголом СВ не всегда просто, поскольку никаких показателей завершенности (кроме самого глагола) во фразах типа «Мы погуляли», «Она поужинала», «Мне позвонили» нет.

А вот значение ‘результата’ (которое не считается основным, поскольку не у всех глаголов СВ оно есть) намного легче для понимания, потому что оно наблюдается у переходных глаголов, которые в русском языке должны обязательно употребляться вместе с прямым объектом (ср. невозможность *Вчера я написала. Но «Вчера я написала ПИСЬМО»).

Таким образом, представление русских глаголов СВ лучше начать с контекстов типа «Вчера мы убрали квартиру», «Постирали бельё», «Приготовили обед» и под., т.к. в подобных фразах одно из значений СВ (а именно значение ‘результата’) имеет очень «наглядное» материальное выражение – это тот самый обязательный прямой объект при переходном глаголе СВ, о котором (при помощи глагола) сообщается, что с ним в результате приложимого к нему действия произошли некие изменения. Так, например, до начала действия «убрали» квартира была грязной, а теперь она чистая; до начала действия «постирали» бельё тоже было грязное, а теперь оно чистое; до начала действия «приготовили» обеда не было, а после «приготовили» он появился. Это значение СВ к тому же очень легко проиллюстрировать при помощи соответствующих изображений – оно, таким образом, хорошо понимается учащимися.

А после того как студенты «освоятся» со значением ‘результата’, можно рассказать им о значении завершенности на примере «Строили, строили и наконец построили» и тому подобных высказываний.

Автор публикации: Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/
http://pontcha.livejournal.com/6929.html