?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нужно ли рассказывать детям о мягких и твердых звуках при обучении чтению и письму?

Представление о твердых и мягких поможет при обучении орфографии. Так, например, если в доступной форме рассказать о твёрдых и мягких, то уже на этой базе можно объяснить, что после твёрдых мы пишем а-о-у-ы-э, а после мягких – я-ё-ю-и-е (с исключениями и примерами). Такое объяснение будет полезно прежде всего тем, кто слышит разницу между твёрдыми и мягкими согласными.

Если же дети (школьного возраста) не слышат этой разницы, можно использовать алгоритм, например: если в им. пад. русское существительное заканчивается на –а, то в вин. пад. ед. ч. нужно заменить –а на –у, если в им. пад. русское существительное заканчивается на –я, то в вин. пад. ед. ч. нужно заменить –я на –ю. Таким образом, детки, которые не различают твёрдые и мягкие на слух, просто механически запоминают, какие русские буквы нужно использовать в каком случае. Такие алгоритмы лучше давать в виде таблиц с примерами (которые могут быть красочно оформлены).

В дидактических целях допустимо также педагогическое объяснение, когда твёрдыми и мягкими называются не согласные, а гласные: а-о-у-ы-э – «твёрдые», я-ё-ю-и-е – «мягкие» соответственно. Просто в этом случае преподаватель должен отдавать себе отчёт, что такое расходящееся с общепринятым «рабочее» объяснение – чистая условность для облегчения усвоения материала учащимися на данном конкретном этапе.