?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В основе методики обучения детей чтению по кубикам Зайцева лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам. (Этим принципом руководствовался еще Л.Н. Толстой, обучая ребятишек в своей школе в Ясной Поляне).

Складом считается созвучие согласного звука с гласным (на лу-гу), отдельный гласный звук в качестве слога (О-ля), отдельный согласный в закрытом слоге (ша-р), а также согласная с мягким или твердым знаком (ме-дь).

На каждой грани кубика написан один из складов, причем каждый склад имеет свой цвет. Малыш выучивает не написание отдельной буквы, а сразу написание различных складов: ба, бу, бы, са, си, се. Затем эти склады легко складываются в слова - бу-сы, гу-си.

Зайцев считает, что чтение по складам органичнее для детского восприятия, чем обучение буквам, а затем складывание из них слогов и слов, ведь сам ребенок начинает говорить складами (а-гу-а-гу-а-гу и т.д.) и слышит  произносимые слова тоже складами.

В наборе идут распечатки со словами по темам (например, магазин). Если ребенок пока не может самостоятельно читать или складывать слова, можно дать ему задание искать определенный склад на кубике в словах на распечатках. При помощи кубиков можно "подписывать" картинки со словами, т.е. находить кубики с такими же складами и составлять из них такое же слово, как и на картинке для конкретного изображения.

В целом методику хвалят. Говорят, что, если дети уже умеют читать на языке окружения, по-русски по методике Зайцева в большинстве своем начинают читать с первого урока. Однако у нее есть и недостатки.

1|) Ребенок, научившийся читать по кубикам Зайцева, привыкает видеть в составе слова склады. А между тем склады и слоги слова далеко не всегда совпадают. Например такие слова , как "тигр" или "сом", соответственно, делятся на склады "ти-г-р" и "со-м", но при этом каждое это слово состоит из единственного слога. Следовательно, есть большая вероятность, что ребенок будет отставать от своих одноклассников при прохождении слогов.

2) Имея дело сразу со складами, а не с отдельными буквами, ребенок может в дальнейшем испытывать трудности при изучении фонетики. Он ведь когда-то просто сразу выучил, как звучит сочетание, скажем, букв "ли" или "лы", ему не пришлось в свое время преодолеть трудности "склеивания" согласной и гласной. Но обратите внимание, что согласный "л" в варианте "ли"звучит мягко, а в сочетании "лы" - твердо. Это осталось для ребенка за рамками его понимания, отсюда и будущие трудности при фонетических разборах слов.

3)  По той же самой причине - ребенку трудно преодолеть в своем сознании неделимость склада - у детей могут возникать сложности при изучении морфемного состава слов и при морфемных разборах. Действительно, например, в слове "везу" в изначально привычном для ребенка делении слова на склады будет деление на  "ве" и  "зу". Для такого ребенка может оказаться весьма проблематично "оторвать" букву "з" от склада "зу" и увидеть корень этого слова - "вез".

4) Также частой ошибкой у детей, занимавшихся ранее по кубикам Зайцева, может стать проглатывание окончаний, неправильное произношение слов. Это опять же связано с отсутствием проработки буквенного состава слова в методике Зайцева.

К недостаткам кубиков Зайцева можно отнести их относительную дороговизну и трудоемкость методики.

Некоторые родители, купившие кубики Зайцева, с удивлением обнаруживают, что купили заготовки, а не сами кубики. Следовательно, им еще придется склеить кубики, а значит потратить и время, и силы. Также не надо забывать, что сами кубики Зайцева картонные, поэтому не стоит рассчитывать, что они прослужат долго.  Впрочем сейчас на прилавках магазинов все чаще можно встретить уже собранные кубики Зайцева, а не заготовки к ним http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_zayceva/id/1168/

Однако нельзя отрицать, что есть дети, которым нравится учиться читать при помощи кубиков. Занимаясь с такими детками, имеет смысл использовать кубики, возможно, как дополнение к другим упражнениям и видам работы (для того чтобы нивелировать их недостатки).

Автор публикации: Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-deti/
http://pontcha.livejournal.com/19864.html