?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В наш век глобализации общества мы хотим, чтобы в головы наших детей вместилось как можно больше знаний, умений и навыков, в том числе и языковых, чтобы им было проще найти свое место в этом мире. С математикой, плаванием, рисованием и другими занятиями ребенку все ясно: одно для аттестата, другое для здоровья, третье для удовольствия. С русским языком сложнее. Конечно, даже плохие знания русского языка ребенком из русскоязычной семьи и так будут иметь неплохую оценку в испаноязычном обществе (о чем вас поспешит уведомить ваш ребенок), но разве к этому мы стремимся, этого хотим, об этом мечтаем? Как быть, если все наши лучшие побуждения разбиваются о скалу категоричного детского «мне это не надо»?

Давайте поближе рассмотрим наши стремления. Мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо владел русским языком, мог бегло читать и грамотно писать на нем - это наша большая цель. Цель хорошая, даже замечательная. Единственный минус в том, что она только НАША, а не детская. У детей совсем другая цель - поскорее освободиться от наших воспитательных нотаций и заняться своими делами. Таким образом, получается печальная картина - недовольные родители внушают недовольным детям необходимость заниматься языком, читать и говорить по-русски, тем самым до конца отворачивая его от родного языка. Внушать, убеждать, заставлять, воспитывать нотациями, требовать, просить и ругать - вот главные инструменты современного родителя. Арсенал большой, но грустный, бесполезный и неизбежно ведущий к разладу и непониманию в семье. Что же делать?

Попробуйте научить ребенка ЛЮБИТЬ русский язык и все, что с ним связано, ценить и уважать русскую культуру, ее обычаи и традиции. Ведь для того, чтобы получить хорошие результаты в любом деле, надо это дело любить. Таким образом, мы, не меняя нашей большой цели, меняем средства ее достижения. Это как девиз хорошего педагога: «Не давать знания, а воспитывать желание их взять!»
«Легко сказать, научить любить русский язык. Но как же это сделать? Мы не умеем! Мы не знаем, что и как надо делать!» - воскликнут родители. Попробуем разобраться, что это за такие особенные методы, которые помогут вашему маленькому фанату компьютерных игр искренне полюбить русский язык.

Личный пример родителей. Причем любой, всегда и во всем. Если ваше личное чтение на русском языке ограничивается прочтением странички анекдотов и просмотром телепрограммы в газете, будет непросто показать ребенку свою личную любовь к русской литературе. Читайте сами, читайте вместе, читайте друг другу! Пусть медленно и мало, но регулярно и с удовольствием. Главное подобрать «правильные» книжки для вашего ребенка с учетом его возраста, увлечений, характера. Одному ребенку понравятся волшебные сказки, другому - рассказы о животных, третьему - фантастика. И тут ваша задача с помощью метода «научного тыка» подобрать те книжки, которые понравятся именно вашему ребенку. Также в повседневной жизни ребенок должен видеть и слышать, как вы общаетесь с друзьями на родном языке, что вы получаете от этого удовольствие.

Ненавязчивость.
Обучение не должно быть принужденным. Любое проявление власти над ребенком калечит его собственное «я». Забудьте про кнут, вспомните про пряник. Повесьте в комнате ребенка карту нашей необъятной Родины и политическую карту мира - так в сознании ребенка отложится и география, и родится уважение хотя бы к размерам великой страны. Поначалу вы будете его подводить к карте после просмотра телевизионных новостей, чтобы показать, где и как далеко от вас это все произошло). А потом он сам будет к ней бежать, главное - возбудить интерес. Русский календарь, повешенный в правильном месте, позволит не забыть ребенку названия дней недели и месяцев по-русски. А правильные иллюстрации календаря (не котики и фрукты, а исторические памятники, известные деятели, в конце концов, пейзажи) невзначай познакомят ребенка с культурой и историей России. Наверняка, сначала он будет задавать вопросы, а потом, глядишь, и заинтересуется какой-либо линией российской культуры. А тут и до чтения на русском языке сайтов в Интернете и энциклопедий недалеко. А еще научитесь милой забаве общаться с помощью записок, от простых бытовых (убери в комнате, съешь котлету) до целой захватывающей шпионской игры (совершенно секретно: агент Крот агенту Суслику поручает найти и безжалостно уничтожить котлету). Все зависит от вашей фантазии и желания ненавязчиво научить ребенка читать и писать небольшие тексты по-русски, к тому же это развивает фантазию и речь. Причем не только у ребенка.

Поощрение. Каждый ребенок любит подарки, чтоб его хвалили и играть. И это тоже можно использовать для нашей цели, причем все сразу и одновременно. Начните с простого - подпишите с ребенком договор (это очень эффективно даже для малышей) о том, что он каждый день в течение недели будет учить наизусть небольшие, но «правильные» стихи, читать вам сказку перед сном или переписывать небольшой рассказ Чехова (в зависимости от возраста и способностей), а в воскресенье получит сюрприз (разумеется, не денежный). Ребенку - ежедневные аплодисменты, повышение самооценки и подарок; вам - послушный и счастливый отпрыск, упорно осваивающий каждый день русский язык. Хорошо записывать перечень всего прочитанного, написанного и выученного на плакате, вывешенном на видном месте. Это позволит ребенку гордиться самим собой и прихвастнуть перед зашедшими в гости испанскими друзьями. У вас также появится повод гордиться достижениями своего ребенка перед друзьями и знакомыми, причем на первых порах хорошо поддержать юного ученика рассказами о том, как восхищалась им тетя Клава - Витина мама.

Занятия. Это самый больной вопрос, так как организовать качественные занятия, не вызывающие отторжения у ребенка, способны только хорошие специалисты. Ваша задача - найти такого специалиста. А пока ищете, начните с отвлеченных занятий, запишите своего ребенка на танцы или каратэ (в зависимости от интересов ребенка), желательно - с русскоговорящим педагогом или тренером. Авторитет таких людей, предпочитающих общаться с учениками по-русски, тоже сыграет свою роль в достижении нашей большой цели.

Ничего не бывает просто так, и, если мы действительно хотим дойти к своей большой цели, мы должны приложить немало усилий. Но усилия эти должны быть грамотными, приносящими не только хорошие результаты, но и каждодневную радость нам и нашим детям. И пусть все наши усилия будут пропитаны любовью и уважением друг к другу!

Cветлана и Елена Синякины, педагоги, авторы многих книг и методик.



www.espanarusa.com/article.sdf/ru/diaspora/deti/deti_04

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ne_zabava
Sep. 22nd, 2011 04:41 am (UTC)
Спасибо большое. Очень интересно. Хорошо бы еще список пунктов: как учителя могут привить любовь к РЯ-)) На ум приходят игры, мультики и всё.
pontcha
Sep. 23rd, 2011 06:07 am (UTC)
Как привить любовь к русскому
Во-первых, необходимо больше общаться на русском, предоставляя детям примеры употребления слова в разных ситуациях взаимодействия, чтобы дети могли уяснить значение и правила употребления слов и форм. Во-вторых, необходимо обязательно поощрять детей за их речь на русском языке. Успех ребенка сделает для него общение на русском языке привлекательным, интересным, что обеспечит мотивацию в овладении русским языком и в дальнейшем.

Одной из форм учебной деятельности, вызывающей потребность говорить (а следовательно решающей проблему мотивированности речи), является игра. Когда от того, насколько правильно ты что-то говоришь, меняются декорации на сцене, что-то падает, что-то взлетает, ты сам превращаешься в другое существо и отправляешься в подземный мир, - становится интересно говорить. Усвоение лексики и конструкций может быть мотивировано необходимостью их использования в предметно-практической деятельности (раскрашивание, рисование, лепка, изготовление поделок и под.).

Дополнительным мотивирующим фактором может стать заинтересованность во внимании любимого преподавателя, в общей с ним деятельности, в таком общении, которого ни с одни другим взрослым не происходит. Для этого преподаватель должен обязательно быть интересным коммуникативным партнёром - предлагать игры и быть инициатором совместной деятельности.

Кроме того, стимулирует общение с носителями русского языка, особенно с ровесниками. Мощным мотивирующим фактором оказываются поездки в Россию, организация постоянного общения с родственниками.

Мотивирует и развивает обучение чтению и письму, так как ребенок 12-14 лет сможет самостоятельно читать интересные книги по-русски и переписываться с друзьями по Интернету.
( 2 comments — Leave a comment )