?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ВИДЫ ГЛАГОЛА

> Подскажите, пожалуйста, как лучше представить вид глагола студентам (взрослым)? Может быть у вас есть какие-нибудь упрощенные схемы?
Обычно пользуюсь материалами учебников "Поехали!" (части 1, 2 и 3). Кроме того, беру эту тему из "Начального курса русского языка как средства делового общения" Козловой, Курловой, Кульгавчук (библиотека. Ищите текст "Не говори, что делал, а говори, что сделал").
Итак, эту тему я начинаю с рассказа о том, что я делала вчера, и о том, что я сделала в результате.
Этот рассказ я делю на части. Например:
часть 1: Вчера я была в магазине и покупала продукты. В результате я купила макароны, картошку, молоко и яйца, - говорю я, употребляя только одну видовую пару "покупать/ купить".
Теперь я задаю студентам вопросы. Я их спрашиваю: Когда я покупала продукты в последний раз? Что я купила?
После этого, конечно, же объясняю, что новый глагол "купить" имеет то же значение, что и уже хорошо им известный глагол "покупать", но с дополнительным оттенком значения "результат".
Теперь я задаю учащимся вопросы о них: А когда вы в последний раз покупали продукты? Что вы купили?
Таким же образом я ввожу еще несколько глаголов, таких как "приготовить", "убрать", "посмотреть", "съесть", "нарисовать", "написать". Можно выбрать другие глаголы. Главное здесь - приблизиться к реальности, чтобы изучение этой довольно сложной темы не было отвлеченным, абстрактным.
В конце урока можно дать полное объяснение такого феномена, как глаголы СВ в русском языке: значение НСВ и СВ (в прош. вр.), информацию об образовании видов, о временных формах.
Упражнения на употребление (Н)СВ в прош. вр. можно задать на дом.
Работу над будущим временем на одном из последующих уроков можно провести симметрично.
Автор публикации: Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/58/