К вопросу об оценивании в РКИ

Критерии выставления оценки нужно оглашать обязательно, поскольку учащиеся должны понимать, как им готовиться к контролю, чтобы получить высокий балл. 

Сделать это необходимо, во-первых, до проведения контроля или до первой проверки в серии одинаковых по форме испытаний, а во-вторых, как можно раньше, чтобы учащиеся готовились с учетом информации о критериях оценивания. Форма знакомства может быть фронтальной, но также и какой-нибудь другой. Так, например, в целях экономии учебного времени преподаватель может выслать учащимся свои объяснения по электронной почте (или сделать это в дополнение к объяснению в аудитории). Лучше всего, чтобы информация об оценке была доступна только конкретному учащемуся. Для этого могут использоваться номера студенческих (за отсутствием таковых можно придумать внутренние номера группы, которые должны быть известны только их владельцам). В этом случае оценки могут оглашаться не по фамилиям, а по номерам. В условиях дефицита аудиторного времени список с оценками может вывешиваться преподавателем на стене/ двери класса, где каждый сможет ознакомиться со своим баллом в удобное для него время. 

Что касается разбора достоинств и недостатков письменных работ, комментировать их также можно безадресно (например: "В работах была допущена следующая ошибка ..."), т.к. каждый все равно сможет ознакомиться с собственными ошибками в своей контрольной, которую он получит на руки. Для создания позитивной атмосферы в аудитории можно начинать и заканчивать плюсами, а ошибкам посвятить середину разбора. Если промежуточный контроль в данной форме проводится впервые, лучше все объяснить заранее. Когда форма испытания уже знакома учащимся, можно ограничиться напоминанием или вопросом о необходимости повторных объяснений (спросить, нужны ли они учащимся). 

Критерии оценивания устного общения можно найти в пособии "Учимся учить". При выставлении оценки за письменные работы баллы, как правило, снимаются за ошибки, вычитая их из самой высокой оценки, будь то 5 баллов (как в России) или 20 баллов (как, например, во Франции). 

Формулу нахождения коэффициента можно посмотреть в пособии А.Н. Щукина «Методика преподавания русского языка как иностранного». 

Рейтерские таблицы и критерии выставления оценок по говорению и письму на экзамене ТРКИ II сертификационного уровня см., например, во Фрагменте из типового теста по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение http://gct.msu.ru/docs/B2_test.pdf 


Материал подготовлен Анастасией Поначевной, преподавателем методики РКИ Центра русского языка МГУ  https://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/.


Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.