?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как объяснить произношение буквы Ы?
Кто-нибудь знает хорошие материалы для "русского как иностранного" по этой теме (произношение звуков)?
Желательно с упражнениями, картинками, куда конкретно язык за зубы прятать и т.п.


Существуют специальные приёмы для постановки этого звука.

Поскольку при произнесении гласного Ы, положение языка и раскрытие рта оказывается примерно таким же, что и при
произнесении гласного У, а губы растягиваются, как при произнесении гласного И, то можно предложить учащимся
произнести звук У, а потом пытаться произнести звук И, меняя только положение губ: уу-ыыы.

Также русский [ы] можно поставить при помощи звука [и], если при этом начать сильно оттягивать язык назад. Чтобы язык
был далеко оттянут назад, можно его фиксировать при помощи карандаша (ручки, ложки).

Понять положение губ и языка при произнесении [ы] помогут учащимся следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
«Учим контролировать положение губ»
1. Округлите губы, при этом они слегка вытянутся вперёд.

2. Ещё больше вытяните губы вперёд, как для поцелуя, при этом раствор ротовой полости будет минимальным.

3. Улыбнитесь, при этом губы растянутся.

4. Улыбнитесь так, чтобы губы растянулись, напряглись, слегка обнажая зубы.

Обратите внимание! Данные губные артикуляции предназначены для произношения гласных:
1 – о, 2 – у, 3 – и, 4 - ы

«Учим контролировать движение языка вперед-назад»
1. Вытяните язык вперёд, попытайтесь достать кончиком языка до подбородка, передняя часть языка при этом будет узкой, напряжённой.
2. Максимально оттяните язык назад, при этом он настолько напряжен, что может ощущаться усталость.

Обратите внимание! Движение языка вперед-назад существенно для дифференциации гласных И-Ы.
Все упражнения артикуляционной гимнастики могут быть проконтролированы с помощью зеркала.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
4_solnca
Nov. 25th, 2011 10:46 am (UTC)
ничего проще карандаша, зажатого зубами поперек, не видела.
Карандаш в зубы и пытаетесь произнести И, не касаясь карандаша языком. Получается Ы. Запомнили, повторили без карадаша.
Все.
(Anonymous)
Nov. 29th, 2011 05:34 pm (UTC)
та-тя-тья
буду благодарна за источник на произношение сочетаний типа та-тя-тья.если кто знает- поделитесь
pontcha
Nov. 30th, 2011 07:35 am (UTC)
Приемы обучения произношению мягких согласных
При постановке произношения мягких согласных используем все три способа: имитационный, сопоставительный и артикуляционный. В звуковой системе английского языка некоторые мягкие согласные (обычно губные) слышатся и произносятся в позиции перед звуком [j]. Поэтому сравниваем произношение русских мягких согласных с произношением английских согласных именно в этой позиции: бьют — beautiful, пью — pew, вид — view, фильм - few, мир — mew, тип — situation. При постановке мягких согласных целесообразно использовать опору на навык учащихся в произношении английских согласных в данной позиции.

Можно также исходить из артикуляции гласного [и]. Сообщаем учащимся, что мягкость согласного возникает в результате того, что спинка языка поднимается к твердому нёбу как при произнесении гласного [и]. Тон несколько выше, чем при произнесении соответствующего твердого согласного. Показываем рисунки-схемы с изображением положения языка при произнесении парных (твердого и мягкого) согласных: [м] — [м']; [д], [т], [н] — [д'], [т'], [н']; при произнесении мягких согласных [л'], [р'], [х´]. Предлагаем учащимся произнести гласный [и], для того чтобы язык принял необходимое положение, и, не меняя его, произносить после гласного [и] мягкие согласные в сочетании с гласными: ии — мя, ии — мё, ии — ме, ии — ми, ии — мю; ии — зя, ии — зё, ии — зе, ии — зи, ии — зю. В англоязычной аудитории необходимо обычно придерживаться именно такой очередности гласных, выражающей возрастающую степень трудности произношения. Несмотря на то, что при произ¬несении русских мягких согласных язык принимает «и»-положение, произношение сочетания «мягкий согласный + [и]» оказывается для учащихся более трудным, чем произношение сочетаний с гласными [а], [о] и [э]. Это, видимо, объясняется тем, что, чувствуя аналогию гласных [и] и [i], учащиеся непроизвольно усматривают аналогию и в произношении предшествующего согласного и заменяют мягкий согласный привычным «средним» согласным: ти "[ti:]". Предложенная очередность сочетаний мягких согласных и гласных может варьироваться в том случае, если в родном языке учащихся имеется сочетание с каким-либо из гласных (например [n´u] в языке суахили).

При работе над произношением сочетаний «мягкий согласный + гласный» предупреждаем появление в произношении учащихся промежуточных звуков [й] или [и]: мя "[мйа]", "[миа]". Сопоставляем произношение этого сочетания и сочетания мягкого согласного с со¬гласным [й] и гласным [и], а также сочетания твердого согласного с гласным: ма — мя — мья — мия.

[источник: Вагнер В. Н. Методика преподавания русского языка англо- и франкоговорящим]

pontcha
Nov. 30th, 2011 07:35 am (UTC)
Приемы обучения произношению мягких согласных
Одним из приёмов обучения произношению является изменение темпа речи.

Замедленное произнесение слога или слова ведет к разложению звука на составные части, что помогает студенту осознать структуру данного звука и правильно его произнести. Например, сначала замедленное произнесение слогов с мягким согласным как дифтонгом (с усилением и-образного призвука), а затем ускорение темпа дает нормальное произнесение этих слогов: миа – мя, вие – ве, конечно, в том случае, если студент уже произносит русской [и] и мягкий согласный перед [и] правильно.

Ускоренное же произнесение слога позволяет избежать излишних вставок в сочетания согласных звуков. Часто при сочетании русских согласных иностранцы вставляют редуцированные гласные [фстреча]. Здесь нужно рекомендовать студентам произносить слоги: тра – стра – фстра – фстря – фстре и т.п. как можно быстрее.

Кроме того, при обучении произношению используются психологические приемы.

Так, понять неощутимый момент артикуляции часто помогают образы, представления. Например, при произнесении русского [т] полезен такой совет: произнося этот звук, представьте, что у вас полный рот молока. Такое представление ведет к прогибанию нижней спинки языка.

Помогают правильному произнесению звуков, например, такие советы: произносите мягкие согласные женским голосом, а твердые – мужским.

Материал курсов практической фонетики (особенно вводных курсов) должен строиться таким образом, чтобы предыдущее помогало усваивать последующее. Например, иностранец, чтобы правильно произнести русские слова: семья, статья, судья, пью, бьёт – должен овладеть произношением сочетания типа: мья, тья, дья. Но для того чтобы правильно произнести эти сочетания необходимо овладеть правильным произношением [j’] и мягких согласных на конце слов (семь, стать); правильное произнесение мягких согласных на конце слов в свою очередь невозможно, если иностранец не овладеет произнесением мягких согласных в открытом слоге (ми, ти), что в свою очередь зависит от правильного произнесения русского звука [и].

[источник: Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007]

Для образования мягкого звука необходимо настроить речевые органы на произнесение [и] и протянуть гласный. Это позволяет ощутить положение языка при [и] и закрепить его. Затем, произнося гласный, необходимо перейти к согласному, так чтобы после него следовал гласный [и]: [и]...[т']...[и];[и]-[т']-[и]. Далее артикуляция [т'] закрепляется после [и] перед другими гласными. При этом внимание обучаемых необходимо обратить на дифтонгоидность гласных, и также на и-образный переход от согласного к гласному.

Установка: подумайте о том, что после гласного будет следовать [и]. Это поможет реализовать мягкий согласный и правильный аллофон гласного, который определяет качество мягкого слога в целом.

[источник: Любимова Н. А. Лингвистические основы обучения артикуляции русских звуков. Постановка и коррекция]
(Anonymous)
Dec. 6th, 2011 06:03 am (UTC)
Краткость- сестра таланта! Просто и гениально! Спасибо!
(Anonymous)
Oct. 19th, 2012 05:33 pm (UTC)
гениально!!!!! супер
(Anonymous)
Oct. 19th, 2012 05:34 pm (UTC)
гениально
(Anonymous)
Dec. 1st, 2012 12:18 am (UTC)
здравствуйте))) я занимаюсь с мальчиком онр,он все звуки смягчает, он даже с карандашом произносит иииииииииии(((( мы нашли метод - зажали язычок между зубами, попробовали произнести ииии, если язычок не "убегает" ротик, то слышим ыыыыыыы)))
kosmopolitanv
Sep. 20th, 2013 04:56 pm (UTC)
Спасибо огромное!
( 9 comments — Leave a comment )