?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фонетикой с детьми надо заниматься обязательно. В начале каждого урока по языку в дошкольном учреждении рекомендуется проводить фонетическую зарядку. Здесь, на мой взгляд, можно говорить о двух моделях. Одна из них описана, например, в ст. О. Е. Сергеевой «Коммуникативно-игровая методика преподавания РКИ дошкольникам и младшим школьникам в условиях ограниченной языковой среды». По О. Е. Сергеевой, каждый урок начинается с «подключения к работе», за которым следует «артикуляционная гимнастика». Упражнения для этапа «подключение к работе»:
Подключаемся к работе:
- Включаем глазки (вращательные движения руками около глаз);
- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);
- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа);
- Включаем щеки (потереть щечки);
- Включаем губы (дотронуться до губ);
- Включаем мысли (вращательное движение над головой).
Артикуляционная гимнастика предполагает работу со звуками (обычно это 3 звука, но иногда артикуляционная гимнастика может начинаться с повторения звуков, которые были изучены на прошлом занятии. Таким образом, звуков получится 6 (три с прошлого урока и 3 новых).
1. Разведите в сторону ладошки, как будто растягиваете резинку
[ и ] - [ и ] - [ и ] [ и ] - ил, лис, блин, лицо, пион.
2. Вытяните губы и произнесите звук, какой бы произнес маленький паровозик (одновременно имитируя движения колес паровоза).
3. [ у ] - [ у ] - [ у ] [ у ] - удав, усы, уйди, укус, мука.
4. Покажите на пальце колечко и скажите удивленно [ о ] - [о ] - [о ]
[ о ] - о-го-го, нос, около, кот, гол.
Второй тип фонетической зарядки описан в работах Протасовой Е. Ю., Родиной Н. М. («Русский язык для дошкольников», а также «Методика развития речи двуязычных дошкольников» и «Многоязычие в детском возрасте»). Этот этап урока может включать в себя «фонетическую»(и «ритмическую») игру, работу со стихотворением и/ или песней. Фонетическая игра обязательно построена на противопоставлении и использовании игровой ситуации, например:
Трогаем на калинке листочки — лин, лин; трогаем ягоды — лын, лын (прим.: то есть ягоды и листочки «звучат» по-разному). Преподаватель показывает (потом — предлагает раскрасить) изображение калинки (калины). Прим.: «Калинкой» называется детский сад.
Пример ритмической игры:
Марш, машина, марш, машина, марш, машина, марш (вертикальные взмахи руками, ходьба с высоко поднятыми коленями). Стоп, машина, стоп, машина, стоп, машина, стоп (горизонтальные махи руками, ходьба почти не отрывая ног от пола).
Пример работы со стихотворением:
Опа, опа, опа!
Россия и Европа,
Индия, Китай,
Валя, принимай! (Произнося стихотворение, нужно размахивать мячом, крепко держа его в руках, потом передать или кинуть другому; тот повторяет все сначала).

Пример работы с песней:

На большом столе сидит огромный чёрный кот.
На большом столе сидит огромный чёрный кот.
Имя Пинголо, имя Пинголо, имя Пинголо,
Да, так его зовут.
П – и – н – г – о – л – ООО!

Дети ходят парами по кругу, напевая песенку, после слова «зовут» останавливаются и образуют два круга лицом друг к другу, внешний и внутренний; на звуки П, И, Н, Г, О, Л пожимают друг другу руку и делают шаг вправо, так что оказываются напротив другого человека, не своей бывшей пары; на звук О обнимаются, после чего игра продолжается в новых парах.

По этим моделям фонетическую зарядку можно проводить и с другими упражнениями, описанными, к примеру, в пособии Акишиной А. А., Акишиной Т. Е. «Учимся учить детей русскому языку»:
Пример упражнения для пальчиковой гимнастики:
Каждый палец присоединять поочередно к большому пальцу и при этом говорить: «Пальцы мы соединяем, и движенья повторяем».
Пример упражнения для языка:
«Язык путешествует». Оближи губы, потрогай зубы, достань до нёба, погладь альвеолы (верхние бугорки около зубов и нижние). Потянись язычком к носу, затем – к подбородку. Цель – разрабатывать подвижность языка.
Пример упражнения для губ:
«Лягушка-квакушка». Улыбнись. Тяни звук [и]. Можно говорить перед [и]: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей».
Примеры упражнений для работы над отдельными звуками (произношение [р], [р']):
1. Скажи: Т, Д – Т, Д. Следи, чтобы челюсть не двигалась, только язык.
2. Скажи: ДЗЗЗЗЗЗЗ. Язык чуть-чуть дрожит.
3. Скажи: ДЖЖЖЖЖЖ.
4. Говори: ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗ, ДЖЖЖЖЖЖЖЖ.
5. Язык больше дрожит, сильнее выдыхай воздух. РРРРРРРРР.
6. «Постреляй»: ТР-ТР-ТР-ТР.
7. «Заведи» мотоцикл: ДР-ДР-ДР.
8. Можно петь песенку крокодила Гены на слоги:
Сначала: ДА-ДА-ДА.
Потом: ДА-ДА-ДА, ДО-ДО-ДО. ДУ-ДУ-ДУ, ДЭ-ДЭ-ДЭ, ДЫ-ДЫ- ДЫ.
Потом то же, но со звуком [р].
9. «Песни инструментов».
Барабан звучит ТРА-ТРА-ТРА.
Тромбон звучит ТРО-ТРО-ТРО.
Труба поёт ТРУ-ТРУ-ТРУ.
Контрабас – ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ.
10. Чтобы правильно говорить [р], может помочь такое упражнение: говорим: АПЧИ-АПЧИ-АПЧИ.
Потом: АПТРИ-АПТРИ-АПТРИ. АПТРРРРРРРРРРИ
Потом: ТРЬ-ТРЬ
Ко всему сказанному остается добавить, что фонетическая зарядка, описанная в ст. О. Е. Сергеевой, предназначена для детей, изучающих русский язык как второй, а фонетические упражнения из пособия Протасовой Е. Ю., Родиной Н. М. «Русский язык для дошкольников» (а также из пособия Акишиной А. А., Акишиной Т. Е. «Учимся учить детей русскому языку») были разработаны для детей, которые изучают русский язык как родной, но вне России.