?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ставить [С] лучше всего в позиции перед ударным гласным в начале слова: сам, сок, суп.

Ставить [Ш] лучше всего в позиции перед ударным гласным в начале слова: шар, шесть, шить.
Упражнение для отработки звука [Ш] может выглядеть следующим образом:
«Покажем рукой ворчливую змею и произнесем звук, как будто она сердится [ш - ш - ш]. Слушаем и повторяем слова: шаг, шишка, шапка, шалаш.

Наиболее оптимальная позиция для постановки гласного [л’] оказывается позиция между гласными [и]: или – или – или.

Примеры упражнений для работы над постановкой произношения [р], [р'] (научить ребёнка произносить эти звуки можно через «звуки-помощники» [т], [д], [ж], [з]):

1. Скажи: Т, Д – Т, Д. Следи, чтобы челюсть не двигалась, только язык.
2. Скажи: ДЗЗЗЗЗЗЗ. Язык чуть-чуть дрожит.
3. Скажи: ДЖЖЖЖЖЖ.
4. Говори: ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗ, ДЖЖЖЖЖЖЖЖ.
5. Язык больше дрожит, сильнее выдыхай воздух. РРРРРРРРР.
6. «Постреляй»: ТР-ТР-ТР-ТР.
7. «Заведи» мотоцикл: ДР-ДР-ДР.
8. Можно петь песенку крокодила Гены на слоги:

Сначала: ДА-ДА-ДА.
Потом: ДА-ДА-ДА, ДО-ДО-ДО. ДУ-ДУ-ДУ, ДЭ-ДЭ-ДЭ, ДЫ-ДЫ- ДЫ.
Потом то же, но со звуком [р].

9. «Песни инструментов».

Барабан звучит ТРА-ТРА-ТРА.
Тромбон звучит ТРО-ТРО-ТРО.
Труба поёт ТРУ-ТРУ-ТРУ.
Контрабас – ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ.

10. Чтобы правильно говорить [р], может помочь такое упражнение: говорим: АПЧИ-АПЧИ-АПЧИ.

Потом: АПТРИ-АПТРИ-АПТРИ. АПТРРРРРРРРРРИ
Потом: ТРЬ-ТРЬ

При работе над звуком [Р] рекомендуется использовать следующий игровой приём. Учитель говорит, обращаясь к детям: «Дети, положите кончик языка на альвеолы (бугорки за верхними зубами) и зарычите, как маленькие тигрята от удовольствия [р]-[р]-[р]. А теперь слушаем и повторяем хором слова: роза, рама, рыба, три.