?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фонетикой с детьми надо заниматься обязательно. В начале каждого урока по языку в дошкольном учреждении рекомендуется проводить фонетическую зарядку.



Примеры фонетических зарядок в детской аудитории см. в блоге УЦРЯ МГУ здесь

Как можно заметить, все упражнения на разминку речевого аппарата можно разделить на 2 группы.

В первую группу войдут «беззвучные» упражнения типа «Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу, держать его в таком положении 10–15 с.»
(Упражнения этого типа, помогающие понять положение губ и языка при произнесении русских гласных, см. в блоге УЦРЯ МГУ здесь)

Во вторую группу войдут упражнения, которые предполагают работу со звуками: «Губы округлены, произносится утрированный звук “о”.

На занятии с детьми упражнения этих типов всегда модифицируются и обязательно преподносятся в игровой форме. Так, например, «беззвучные» упражнения на разминку речевого аппарата, выполняющиеся на этапе «подключения к работе» во время так называемой «мимической разминки», в детской аудитории могут выглядеть следующим образом:

Подключаемся к работе:

- Включаем глазки (вращательные движения руками около глаз);
- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);
- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа);
- Включаем щеки (потереть щечки);
- Включаем губы (дотронуться до губ);
- Включаем мысли (вращательное движение над головой).

Упражнения на произнесение отдельных звуков могут начинаться с повторения звуков, изученных на прошлом занятии, к которым добавляются новые (к примеру, три с прошлого урока и 3 новых):

1. Разведите в сторону ладошки, как будто растягиваете резинку
[ и ] - [ и ] - [ и ] [ и ] - ил, лис, блин, лицо, пион.

2. Вытяните губы и произнесите звук, какой бы произнес маленький паровозик (одновременно имитируя движения колес паровоза).

3. [ у ] - [ у ] - [ у ] [ у ] - удав, усы, уйди, укус, мука.

4. Покажите на пальце колечко и скажите удивленно [ о ] - [о ] - [о ]
[ о ] - о-го-го, нос, около, кот, гол.1. Разведите в сторону ладошки, как будто растягиваете резинку
[ и ] - [ и ] - [ и ] [ и ] - ил, лис, блин, лицо, пион.

5. Вытяните губы и произнесите звук, какой бы произнес маленький паровозик (одновременно имитируя движения колес паровоза).

6. [ у ] - [ у ] - [ у ] [ у ] - удав, усы, уйди, укус, мука.

7. Покажите на пальце колечко и скажите удивленно [ о ] - [о ] - [о ]
[ о ] - о-го-го, нос, около, кот, гол.

Для работы именно над звуком [Ы] можно порекомендовать упражнение «Паровоз». Изображая звук паровоза, нужно говорить (сначала, к примеру, повторяя за мамой или за воспитателем): ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ