?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как они классифицируются?
Так, например, применительно к упражнениям по чтению я нашла информацию только по подготовительным и речевым упражнениям. Не могу найти по языковым и коммуникативным (условно-речевым). В чем тут дело?

Дело в том, что в методической литературе существует (как минимум) две классификации.
По одной классификации [В.Л. Скалкин, 1983] упражнения делятся на языковые, речевые и коммуникативные. Эта классификация, как правило, используется применительно к так называемым аспектным упражнениям (по грамматике, по лексике (и может быть по фонетике).

По второй классификации [Вохмина, 1993; Скалкин, 1983] упражнения делятся на языковые (они же подготовительные), условно-речевые и речевые.

Получается, что по этим двум классификациям языковое = языковому (или подготовительному), речевое = условно-речевому, а коммуникативное = речевому.

Если речь идёт об аспектных упражнениях, то под языковыми понимается работа с элементами (грамматика - форма; лексика - слово), а под речевыми - автоматизация (форм и слов). Кроме того, к речевым (аспектным) упражнениям относят не вполне творческие упражнения (то есть упражнение может быть достаточно сложным, но всё же выполняется с "опорой" (например, пересказ). 

Классическое (аспектное) речевое упражнение - это "снежный ком", благодаря которому происходит механическое запоминание из-за "зазубривания" (автоматизация). В речевых (аспектных) упражнениях главное - это "дрилл". В языковых же (аспектных) упражнениях идёт анализ, конструирование, - там никакого "дрилла" быть не может, поскольку автоматизировать ещё нечего.
Под любым коммуникативным упражнением понимается, во-первых, творческое задание (никаких "опор" (в виде модели высказывания) нет). Во-вторых, считается, что любое (даже самое простое упражнение) может стать коммуникативным, если формулировка задания будет содержать задачу, которую необходимо будет решить речевыми средствами, а также так называемый речевой стимул, побуждающий к решению поставленной задачи (речевыми средствами). Так, например, творческое задание "напишите письмо-приглашение на презентацию" могут обвинить в отсутствии коммуникативности (из-за отсутствия в формулировке как раз речевого стимула: "Зачем писать письмо-приглашение?"). Однако оно станет на 100% коммуникативным, если в инструктирующую часть (= в формулировку задания) включить описание ситуации: "Вы секретарь компании X. На следующей неделе состоится открытие вашего нового филиала в городе N. Напишите приглашение на презентацию партнерам из компании Y". Такое описание ситуации содержит речевой стимул, то есть обоснование: "Зачем писать письмо-приглашение на презентацию? - По-видимому, его нужно написать, потому что скоро будет презентация компании, в которой Я работаю секретарём".
Таким образом, отсутствие модели, речевой стимул и наличие задачи, которую необходимо (и возможно) решить только речевыми средствами, выполнив задание, - вот условия коммуникативного задания, которые отличают его от задания (аспектного) речевого.
Здесь необходимо отметить, что коммуникативное задание в принципе может выполняться по модели, но инструктирующая часть должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней содержалось обоснование: "зачем писать?", "зачем рассказывать?", "зачем читать?". Для создания этого "обоснования" в коммуникативном методе широко применяется ситуативность.
Если же такое "обоснование" появляется в совсем уж простеньком языковом задании ("повтори за ней фразу, потому что я не слышала, что она сказала"), его называют условно-коммуникативным.
Т.о, мы видим, что речевое упражнение (по классификации Вохминой) отличается от коммуникативного (по классификации Скалкина) тем, что под речевым упражнением (по Вохминой) понимается просто довольно сложное и часто творческое задание, в котором наличие речевого стимула (в инструктирующей части) факультативно. Кроме того, речевое в значении "сложно-творческое" используется, как правило, только для упражнений применительно к различным видам речевой деятельности (т.е. применительно к упражнениям в чтении, в аудировании, в говорении и в письме).

Comments