?

Log in

Здесь выложен список http://web.archive.org/web/20150412175926/http://liga1199.ru/drpl/readlist , который представляется достаточно сбалансированным (за исключением, быть может, некоторых произведений).
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на список стихотворных произведений от группы Книжный шкаф детям https://www.facebook.com/childbookcase/posts/1840838162841744 :
☀ СПИСОК КНИГ ДЕТСКИХ ПОЭТОВ ОТ «КНИЖНОГО ШКАФА ДЕТЯМ»
С РАЗБИВКОЙ ПО ВОЗРАСТАМ
СОХРАНЯЙТЕ НА СТЕНУ!
Мы абсолютно убеждены в том, что в домашней библиотеке ребенка должно быть очень много стихов!
Если книги прозаические можно брать в библиотеке, то стихи лучше все-таки приобрести, чтобы всегда иметь их под рукой
В нашей подборке мы собрали книги, которые читают взрослые детям.
Это не список стихов для заучивания. Считаем, что стихи учить не надо.
Они сами запоминаются, если любимые и часто повторяются.
По возрастам разделили условно.
Уж очень это субъективно, да и стихи ведь тоже «растут». Со многими поэтами можно познакомиться во младенчестве и читать их всю оставшуюся жизнь!
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТАКИЕ:
Читать стихи можно с самого рождения и даже раньше
Малыши любят рифмовки, песенки, потешки. Любят движение и повторы.
Но не стоит ограничиваться А. Барто, З. Александровой и Г.Лагздынь, малышам можно читать и серьезные взрослые стихи. Хорошо найти книги-сборники с красочными иллюстрациями. Основной объект интереса у дошкольников – животные и дети, поэтому на иллюстрациях должны быть изображены именно они.
Есть отличный сборник «Дивная пора» с иллюстрациями Г. Д. Целищева (Тютчев Ф., Дрожжин С., Бунин И., Пушкин С., Блок А. , Есенин С., Некрасов Н., А. Майков).
Он хорош еще тем, что на каждой странице изображены животные или дети, поэтому даже совсем маленькие слушают с интересом.
И еще, конечно, очень здорово рассказывать стихи о природе наизусть на прогулке, например
К четырем - пяти годам развивается чувство юмора.
Дети этого возраста очень хорошо чувствуют иронию в стихах, игру слов.
В пять-шесть лет стихи Ренаты Мухи, Вадима Левина, Владимира Орлова, Ефима Чеповецковго и др. становятся самыми любимыми. Да и стихи классиков мы читали с превеликим удовольствием: Н. Некрасова, М. Лермонтова или сборник «Поэты серебряного века детям» (А. Блок, Н. Гумилев, С.Черный, М. Цветаева, М. Моравская, С. Городецкий, В. Брюсов, С. Есенин, Вл. Маяковский, И. Северянин, К.Бальмонт)
ИТАК, ДЕЛИМСЯ С ВАМИ СПИСКОМ КНИГ ДЕТСКИХ ПОЭТОВ!
☀ МАЛЫШИ +
1. Барто Агния Стихи для детей (в магазинах есть);
2. Алдонина Римма «У кого улыбка шире», «Приключения бегемотихи», «Школьный концерт» и др. (в магазинах есть);
3. Александрова Зинаида «Мой мишка», «Невидимка», «Смешные человечки», «Дозор» (в магазинах есть);
4. Голяховский Владимир «Малышам. Стихи для детей», «Ручки-закорючки», «На зелёной ножке солнце», «Шиворот-навыворот» и др. (переизданы);
5. Дядина Галина «Книжка в тельняшке», «Пуговичный городок» и др. (в магазинах есть),
6. Зубкова Людмила «Сказка про лень», «Мы делили апельсин» (в магазинах есть), «Аленка», «Лаповички» (см. в библиотеках);
7. Карганова Екатерина «И громко, и на ушко», «Читаем, играем, танцуем, поем» (в магазинах есть);
8. Лагздынь Гайда «Сказки-присказки», «Тёпики-тёпики», «У нас живет дразнилка», «Любопытная сорока», «Послушный зайчонок» (в магазинах есть);
9. Маршак С. Стихи (в магазинах есть);
10. Орлова Анастасия «Плывет моя флотилия», «Речка, речка, где твой дом?», «Мы плывем на лодке», «Ромашки» (в магазинах есть);
11. Пушкин Александр Сказки (в магазинах есть);
12. Рязанов Константин «Жадная Шурочка» (в магазинах есть);
13. Чуковский Корней «Путаница», «Краденое солнце», «Приелючения Бибигона» и др. (в магазинах есть);
☀ МАЛЫШИ ПОСТАРШЕ +
14. Агнивцев Николай «Шарманочка», «Кит и снеток», «В защиту трубочиста», «Твои машинные друзья» и др. (1920-е годы, незаслуженно забыты книги, см. в библиотеках);
15. Аким Яков (переиздан) «Неумейка», "Всегда готовы!", "Цветные огоньки", "Весна, весною, о весне", "Мой верный чиж", "Мой брат Миша", "Песенка в лесу" «Разноцветные дома» и др. в том числе переводы, например «Кикли-кикли» Мревлишвили М.;
16. Аронзон Леонид «Кому что снится и другие интересные случаи: Стихи для детей (в магазинах есть);
17. Берестов Валентин (переиздан) «Картинки в лужах», «У меня в портфеле» и др.;
18. Благинина Елена «Не мешайте мне трудиться», «Посидим в тишине», «Наш дедушка» (в магазинах есть);
19. Бородицкая Марина Стихи (в том числе и переводы, например, Додд Линли «Тишка-плутишка», «Храбрый Пушок ростом с вершок»);
20. Введенский Александр «Карусель», «Мяу» и др. (переизданы);
21. Воронкова Любовь «Маша-Растеряша» и др. (переизданы);
22. Высотская Ольга «Детский сад», «Веселый поезд», «Муха-путешественница», «Снежный кролик» и др. (в магазинах есть);
23. Галина Галина "Утром", "Зимой", "Елка" и др (см. в библиотеках);
24. Герасимова Дарья «Азбука превращений» (в магазинах есть);
25. Демьянов Иван «Ребятишкина книжка» (переиздана);
26. Заболоцкий Николай «Как мыши с котом воевали» (в магазинах есть);
27. Заходер Борис «Птичья школа», «Добрый носорог» и др. стихи (в магазинах есть);
28. Коняшов Александр «Мы нарисуем дом», «Где живет река?», «Веник», «Два башмака» и др. (в магазинах есть);
29. Крылов Алексей «Как лечили петуха», «Кот Василий» (переизданы);
30. Кудашева Раиса «В лесу родилась елочка» (в магазинах есть), «Бабушка Забавушка и собачка Бум» (см. в библиотеках);
31. Кушак Юрий «Плывет кораблик в гости», «Игра в солдатики», «Почтовая история», «Ищет клоуна щенок» и др. (в магазинах есть);
32. Лапин Владимир «Тетрадь Володи Лапина» (в магазинах есть), «По калинку», «Гнездо», «Верхом» (см. в библиотеках);
33. Лаптев Алексей «Пик, Пак, Пок» (в магазинах есть);
34. Левин Вадим «Глупая лошадь», «Песенка про Лешку», «Кошки-мышки», «Стихи с горчицей» и др. (в магазинах есть);
35. Логунов Алексей «Маковое зернышко», «Жил, да поживал веник у старушки», «Голубые острова» (см. в библиотеках);
36. Лунин Виктор «С кем ты, зайка, дружишь?», «Вежливый слон» и др. (в магазинах есть);
37. Маяковский Владимир «Конь-огонь», «Кем быть?» и др. (в магазинах есть);
38. Мецгер Александр «Бабушка, я тебя люблю», «Детский сад», «Как нам быть» и др. (в магазинах есть);
39. Мигунов Евгений «Зимние забавы» (в магазинах есть);
40. Минкова Светлана «Секретики», «Считалка» (в магазинах есть);
41. Михалков Сергей «А что у вас?», «Котята», «Трезор», «Дядя Степа» и др. (в магазинах есть);
42. Модзалевский Лев «Стишки для детей» (1916 год, см. в библиотеках);
43. Молодовская Кадя «Башмачки» (в магазинах есть);
44. Мошковская Эмма «Иду в детский сад», «Хитрые старушки», «Люблю когда утро» и др. (в магазинах есть);
45. Орлов Владимир «Кроко-Роко-Коко-Дил», «Никто не обижается», «Раскладушка на картоне» и др. (в магазинах есть);
46. Осеева Валентина «В гости к ягодам», «Загадка», «Куриный разговор» и др. (в магазинах есть);
47. Пастернак Борис «Зверинец: стихи для детей», «Карусель» (есть в магазинах);
48. Пивоварова Ирина «Потерялась птица в небе», «Жила-была собака», «Лесные разговоры» (в магазинах есть);
49. Полякова Надежда «Вот он, я!», «Снежки», «Заколдованная девочка», «Детский сад для зверят» (в магазинах есть);
50. Приходько Владимир «Вот когда я взрослым стану», «Конек-быстроног», «Пеку, пеку, хлебушек», (см. в библиотеках);
51. Прокофьев Александр «Синички-невелички», «Хороши малыши», «Снег, снег, снегири», «Галя-Галинка» (в магазинах есть);
52. Самойлов Давид «Слоненок пошел учиться» (в магазинах есть);
53. Сатуновский Яков «Что за кони!», «Сапожки для гусят» (в магазинах есть);
54. Серова Екатерина «Сказка о страхе», «Мамин день», «Наши цветы», «Ежовы рукавицы», «Чудаки» (в магазинах есть);
55. Синявский Петр «Буду директором детского сада», «Вот те нате, вот те раз», «Стишата-коротышата» (в магазинах есть);
56. Соснора Виктор «Книжка для мышек и для детишек любого возраста» (в магазинах есть);
57. Токмакова Ирина «Крошка Вилли Винки», «Где спит рыбка?», «Поиграем!» (в магазинах есть);
58. Успенский Эдуард «Пластилиновая ворона», «Тигр вышел погулять» и др. (в магазинах есть);
59. Чарушин Евгений «Шутки» (в магазинах есть);
60. Яковлев Юрий «Наш Андрейка», «Убежало молоко» (в магазинах есть);
61. Яснов Михаил «Носомот с бегерогом», «Щёчка, щёчка - два мешочка», «Скоро в школу», «Чучело-мяучело» (в магазинах есть).
☀ ДОШКОЛЬНИКИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА +
62. Ахундова Алла «Жили-были книжки. Почему бывает?» (в магазинах есть);
63. Блок А. «Ворона», «Зайчик» (см. также сборники выше, в магазинах есть);
64. Бродский Иосиф «Баллада о маленьком буксире», «Кто открыл Америку» (в магазинах есть);
65. Бундур Олег «Веселые стихи про пап» (в магазинах есть);
66. Бурачевская Дина «Салют из тысячи огней» (в магазинах есть);
67. Волкова Наталия «У меня есть тайный остров» и др. (в магазинах есть);
68. Григорьев Олег «Щекотные стихи», «Говорящий ворон» (в магазинах есть);
69. Григорьева Елена «Времена года» (в магазинах есть);
70. Дилакторская Наталия «Приключения серого Маламыша» (в магазинах есть);
71. Забила Наталья «Про девочку Маринку», «Маленькая школьница» (переизданы);
72. Коринец Юрий «Таинственный дом» (переиздан!!!), «Подслушанный разговор», «Триста тридцать три жильца» и др. (см. в библиотеках);
73. Костарев Николай «Голубой экспресс», «Зеленый глазок», «Здравствуй, солнце!», «Страна Буквария», «Почему я Почемучка» и др. (см. в библиотеках);
74. Кудинов Михаил «Послушай, черепаха!» в том числе переводы, например, Карема Мориса «Мой змей» (в магазинах есть);
75. Куликов Леонид «Белочка-умелочка» (переиздана), «Скоро в школу», «Кораблики», «Младшая сестра», «Торопей»
76. Кушнер Александр «Хорошо иметь слона», «Заветное желание», «Веселая прогулка» (в магазинах есть);
77. Лукашкина Маша «Чай с бергамотом», «Розовые очки: сборник стихов» (в магазинах есть);
78. Мамлин Геннадий «Два:один» (в магазинах есть), «Самый смелый», «Веселая зима», «Бабушка и внучка», «Лекарство от лени», «Пирог», «Двадцатый век и Вовка Бородин», «Друзья-приятели» и др. (см. в библиотеках);
79. Матвеева Новелла «Кроличья деревня», «Сторож на маяке» в том числе переводы, например, Граши Ашота (в магазинах есть);
80. Мишакова Марина «Веселый зонт в горошек» (в магазинах есть);
81. Мочалов Лев «Подарок», «Голубой лес», «Летят огни» (см. в библиотеках);
82. Рахлис Лев «Подарили рыбе зонтик (в магазинах есть), «То ли правда, то ли нет?», «Шишел-мышел» (см. в библиотеках);
83. Сиротин Дмитрий «Почему у кита нет ушей?», «Кто живет в холодильнике?» (в магазинах есть);
84. Сорока Леонид «Монетки на ветке» (в магазинах есть);
85. Телевицкая Дина «Младшая сестра», «Спокойной ночи» (см. в библиотеках);
86. Усачев Андрей «Божья коровка», «Поющая рыба», «Если вы собрались в гости» (в магазинах есть);
87. Хармс Даниил «Иван Топорышкин», «12 поваров», «Кораблик» (в магазинах есть);
88. Ходасевич Владислав «Мышиные стихи» (в магазинах есть);
89. Чепуров Анатолий «Солнце на дорожке», «Цветной дождь», «Золотой пожар», «Весенние фонарики», «Белая дорожка» (см. в библиотеках);
90. Чернаков Леонид «Часы с квакушкой», «Распашонка для осьминожка» и др. (в магазинах есть);
91. Шибаев Александр «Язык родной, дружи со мной» (в магазинах есть);
☀ ДОШКОЛЬНИКИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА +
92. Востоков Станислав «Сэры и драконы» (в магазинах есть);
93. Востряков Игорь «Чунды - Унды - Заколюки», «Загадки от фонаря» и др. (см. в библиотеках);
94. Ерошин Алексей «Я гулял на облаках» (в магазинах есть);
95. Ершов П. «Конек-Горбунок» (в магазинах есть);
96. Коваль Юрий «Сколько хочешь крокодилов» (в магазинах есть);
97. Заграевская Инна «Кукольный дом», «Цветные паруса», «Счастливый лыжник» и др. (в магазинах есть);
98. Курлат Иосиф «Звездный мальчик», «Вечерний разговор», «Настоящие мальчишки» (см. в библиотеках);
99. Лермонтов М. «Колыбельная», «Бородино» (в магазинах есть);
100. Липатова Елена «Елка Аленка», «Жили-были леди», «Веселовские истории» (в магазинах есть);
101. Мандельштам Осип «Два трамвая: Стихи для детей» (в магазинах есть);
102. Мориц Юнна «Крыша ехала домой», «Лимон Малинович Компресс», «Попрыгать-поиграть» (в магазинах есть);
103. Муха Рената «Ужаленный уж», «Хорошая плохая погода», «Однажды, а может быть, дважды» (в магазинах есть);
104. Некрасов Н. «Мужичок с ноготок», «Дедушка Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин» «Мороз -воевода» (в магазинах есть);
105. Сапгир Генрих «Сорванцы», «Чуридило», «Звездная карусель», «Леса-чудеса» (в магазинах есть);
106. Сеф Роман «Человечек в коробке», «Ключ от сказки» (в магазинах есть);
107. Симбирская Юлия «Разбегаюсь и лечу» (в магазинах есть);
108. Собакин Тим «Шоколадный крокодил», «Из переписки с коровой» (в магазинах есть);
109. Суриков И. «Детство» (в магазинах есть);
110. Тимофеевский Александр «Суп с котом», «Как холодильник стал будильником», «Зоопарк» (в магазинах есть);
111. Чеповецкий Ефим «В тихой речке», «Разговор со львом», «Кто как ходит» (см. в библиотеках);
☀ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ +
112. Барбас Людмила «Кому нужна пятерка?», "Я пришла сегодня в класс", и др (см. в библиотеках);
113. Белорусец Сергей «Парикмахеры травы», «Пальцем в небо» (в магазинах есть);
114. Гиваргизов Артур «Космонавты», «Дима, Дима и Дима» (в магазинах есть);
115. Игнатова Анна «Первоклассные стихи» (в магазинах есть);
116. Махотин Сергей «За мелом», «Я видел директора в тапках», «Я сам» (в магазинах есть);
117. Остер Григорий «Вредные советы» (в магазинах есть);
118. Плещеев А. «Елка в школе» и др. стихи (в магазинах есть);
119. Стамова Татьяна «Расклейщики афиш: стихи детям» (в магазинах есть);
120. Тарутин Олег «Что лежало в рюкзаке», «Это было в Антарктиде», «Для чего нам светофор», «33 богатыря», «Про человечка пятью-шесть», «Что я видел в Эрмитаже», «Верные лапы» (в магазинах есть);
121. Черный Саша «Стихи для детей», «Когда никого нет дома», «Приставалка» (в магазинах есть);
122. Шевчук Игорь «Педаль от огурца» «Закон среднего умористического» (в магазинах есть) https://www.facebook.com/childbookcase/posts/1840838162841744
Список книг для билингвов есть в книге О. Баженовой, например http://bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=1558%3Abilingual-elternarbeit-bildung-mehrsprachig&catid=68%3Adeti-mira&Itemid=60&lang=de (благодарность за рекомендацию Е.Л. Кудрявцевой)
Поначевная Анастасия http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-deti/
При исправлении дефектных "ш" и "ж" во всех случаях необходимо добиваться абсолютной свободы нижней челюсти. Между верхними и нижними резцами обязательно должно быть щелевое пространство 1-1,5 мм. Если челюсти будут сомкнуты, то возникнут различные нежелательные призвуки, так как звучащая струя вынуждена будет преодолевать дополнительное препятствие – зубы. Для воспитания нижней челюсти следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.

Кроме того, при дефектном "ш" часто бывает чрезмерно активна нижняя губа. Она излишне оттягивается вниз и как бы подчиняет своей воле движения языка - мешает ему приподниматься вверх. В то же время верхняя губа остается пассивной. Тормозящее влияние нижней губы на язык необходимо устранить. Это отклонение в работе губных мышц должно быть преодолено путем артикуляционных упражнений. Преобладающая инициатива и активность в результате тренажа перейдет к верхней губе.

Для устранения смягченности "ш" и "ж" необходимо больше загибать вверх кончик языка. Чтобы быстрее найти нужное положение языка, полезно кончиком его доставать до различных точек неба, расположенных по средней продольной линии небного свода. Иногда студенту удается найти верное положение языка, если он начинает представлять себе, что при произнесении "ш" и "ж" кончик языка как бы "приближается" к затылку. Усвоить правильное образование этого звука нетрудно, тем более, что слуховым аппаратом этот дефект легко обнаруживается. Гораздо сложнее добиться верного произнесения шипящих в повседневной речи. Перепроизнесение слов с неверно звучащими шипящими является единственным способом преодоления этого дикционного недочета в живой речи.

При смягченных шипящих "чашечка", образованная языком, бывает мельче, чем при твердых шипящих. "Запомнив" мышечным чувством, какое положение занимал язык при мягких шипящих, постепенно углубляем "чашечку" языка, перемещая вверх к твердому нёбу кончик языка. Создавая различные по величине углубления, осторожно продуваем воздушную струю, следя за тем, чтобы возникающий звук "ш" оставался, как и при мягком "ш", над кончиком языка. При помощи слухового контроля среди разнообразных вариантов звука отыскиваем верно звучащий согласный. Если в это время слуховой аппарат студента не различает возникающих оттенков произносимого звука, то надо обратиться за помощью к человеку развитым речевым слухом.

Упражнение "СЛУШАТЬ МОЮ КОМАНДУ!". Иногда найти точную артикуляционную установку помогает использование взаимосвязи, которая существует между работой произносительного аппарата и движениями кистей рук. Ладонь руки начинает медленно собираться в горсть. Одновременно произносим звук "ш". Прямые пальцы постепенно сгибаются, и горсть становится все более глубокой. Пусть рука "требует", чтобы язык выполнял вместе с ней одни и те же движения: она заставляет кончик языка уходить назад и увеличивать впадину http://magicspeedreading.com/books/a_govori/ispravlenie_rechevih_nedostatkov/ispravlenie_rechevih_nedostatkov_006.html

Поначевная Анастасия http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/
http://pontcha.livejournal.com/29509.html

Лингвист Игорь Исаев о территориальных и социальных диалектах, лингвистических особенностях русских говоров и «Диалектологическом атласе русского языка»

Любой язык является сложным образованием. И дело не только в грамматике: в языке есть несколько взаимодействующих пластов, а сложность связей между пластами объясняется непростой историей народа, социальным расслоением общества, образованием и развитием литературного языка, расселением племен, обладавших различными диалектами, и так далее. Все современные языки когда-то были диалектами. Так русский, украинский и белорусский языки были диалектами древнерусского языка, а сам древнерусский был одним из диалектов общеславянского. Современные языки также имеют диалекты. В русском — большое количество диалектов, но все они объединяются в северное или южное наречие или же входят в среднерусские говоры. Изучение диалектного материала в экспедициях или исследования диалектных черт в памятниках письменности — особый род лингвистики, диалектология помогает понять действующие закономерности и историю развития языка.

Read more...Collapse )
> Где найти информацию о русском языке: корни и развитие, архаичность и современность?

Материалов по истории очень много, но удобнее всего, как мне кажется, информация представлена в учебниках по истории русского языка.

- пособие Ковалевской Е.Г. История русского литературного языка http://www.twirpx.com/file/1171791/

- книга Судавичене Л.В., Сердобинцева Н.Я. и др. История русского литературного языка http://www.twirpx.com/file/226243/

Авторы, на работы которых стоит обратить внимание, - это Аванесов Р.И., Виноградов В.В., Винокур Г.О., Дурново Н.Н., Зализняк А.А., Костомаров В.Г., Панов М.В., Соболевский А.И., Срезневский И.И., Хабургаев Г.А. и др.

Что касается современности, то мне показалась любопытной статья Малкова С. Ю. Русский язык на постсоветском пространстве http://knigilib.net/book/437-istoriya-i-sovremennost-sbornik-statej-117/17-russkij-yazyk-na-postsovetskom-prostranstve.html и

отрывок из монографии «Настройка языка: управление коммуникациями на постсоветском пространстве» https://discours.io/expo/literature/glavy/russkiy-yazyk-zatyanuvshiysya-vyhod-iz-postsovetskogo-hronotopa

Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/
Установка при произнесении данного звука.

Картинки по запросу звук щ

1. Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука Ш, прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на нёбо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены..

3. Зубы сомкнуты либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается теплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

Опорными звуками для постановки «щ» являются звуки «ш» и «ч».

Так, например, учащемуся предлагается произнести долгий звук /Ш/, растягивая уголки губ и продвигая кончик языка вперед, - получается звук /Щ/

Кроме того, можно длительно произносить звук ч – чщщщ

Подробнее см. здесь http://poskladam.ru/logoped/t/l_shh.html

Поначевная Анастасия http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/
http://pontcha.livejournal.com/28956.html
> Как мотивировать детей-билингвов (у которых один из родителей русский), которые не хотят говорить на русском?

Одной из форм учебной деятельности, вызывающей потребность говорить (а следовательно решающей проблему мотивированно
Картинки по запросу дети-билингвысти речи), является игра. Когда от того, насколько правильно ты что-то говоришь, меняются декорации на сцене, что-то падает, что-то взлетает, ты сам превращаешься в другое существо и отправляешься в подземный мир, - становится интересно говорить. Т.е. постоянно вовлекать детей в языковые/ речевые ИГРЫ.

Усвоение лексики и конструкций может быть мотивировано необходимостью их использования в предметно-практической деятельности (раскрашивание, рисование, лепка, изготовление поделок и под.). Т.е. организовывать вовлекать детей в ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с обязательными объяснениями, постоянными комментариями на русском языке

Разговаривая с ребёнком, необходимо предоставлять ему примеры употребления слова в разных ситуациях взаимодействия, чтобы он мог уяснить значение и правила употребления слов и форм.


Похожее изображениеНеобходимо обязательно поощрять детей за их речь на русском языке. Успех ребенка сделает для него общение на русском языке привлекательным, интересным, что обеспечит мотивацию в овладении русским языком и в дальнейшем.
Дома родители пусть постоянно включают на компьютере (и даже машине) аудиокниги, детские
аудиоспектакли, детское радио (например, вот это http://www.deti.fm/ ), детские песни на русском языке. Пусть звучат фоном. То же можно делать и на занятиях, например, в перерывы.
Кроме того, сильным мотивирующим фактором в изучении языка является общение с соотечественниками (и прежде всего со сверстниками).
Картинки по запросу дети-билингвы
Очень важно создание «коммуникативной потребности», чтобы ребенок почувствовал необходимость в использовании русского языка. Такую «коммуникативную потребность» можно создать, поддерживая контакты с соотечественниками (связь с общиной, активность общения с русскоязычными друзьями и их детьми, поездки в Россию, общение с соотечественниками по Интернету) и обучая чтению и письму на русском языке, так как ребенок 12-14
лет сможет самостоятельно читать интересные книги по-русски и переписываться с друзьями (по Интернету).


Т
акже для создания мотивации можно попробовать найти общее с ребенком увлечение – игру в шахматы, коллекционирование и под. (это что можно посоветовать родителям)

Кроме того, необходимо:
а) постараться большую часть работы провести до школы;
б) развить в ребенке чувство гордости за то, что он знает два (три) языка, что он приобщен к нескольким культурам (о чём необходимо периодически говорить, напоминая; хвалить).


РКИ игры, курсы рки, рки для детей

Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-deti/

Спасибо за отзыв

Огромная благодарность организаторам курса "Методика преподавания РКИ", авторам учебных пособий и, конечно же, нашему преподавателю Анастасии Поначевной! Спасибо за отточенную до совершенства структуру подачи материала, исчерпывающие объяснения, сокровища библиотеки, публикации в ЖЖ, вебинары и консультации. Не будучи педагогом по образованию, получила истинное удовольствие от возможности приоткрыть завесу тайны преподавательского мастерства, научиться секретам передачи знаний и практическим методикам обучения русскому языку как иностранному. Большое спасибо и низкий поклон!

отзывы о курсах РКИ

Елена
> Учащиеся не могут прочесть мягкие МЕ, МЯ, МЮ, МЁ, читают мЪе, мЪё, мЪя, мЪю. Какие упражнения им можно предложить?

Для образования мягкого звука необходимо настроить речевые органы на произнесение [и] и протянуть гласный. Это позволяет ощутить положение языка при [и] и закрепить его. Затем, произнося гласный, необходимо перейти к согласному, так чтобы после него следовал гласный [и]: [и]...[т']...[и];[и]-[т']-[и]. Далее артикуляция [т'] закрепляется после [и] перед другими гласными. При этом внимание обучаемых необходимо обратить на дифтонгоидность гласных, и также на и-образный переход от согласного к гласному.

Предлагаем учащимся произнести гласный [и], для того чтобы язык принял необходимое положение, и, не меняя его, произносить после гласного [и] мягкие согласные в сочетании с гласными: ии — мя, ии — мё, ии — ме, ии — ми, ии — мю; ии — зя, ии — зё, ии — зе, ии — зи, ии — зю.
Картинки по запросу МЕ, МЯ, МЮ, МЁ
Одним из приёмов обучения произношению является изменение темпа речи.

Замедленное произнесение слога или слова ведет к разложению звука на составные части, что помогает студенту осознать структуру данного звука и правильно его произнести. Например, сначала замедленное произнесение слогов с мягким согласным как дифтонгом (с усилением и-образного призвука), а затем ускорение темпа дает нормальное произнесение этих слогов: миа – мя, вие – ве, конечно, в том случае, если студент уже произносит русский [и] и мягкий согласный перед [и] правильно.

Помогают правильному произнесению звуков, например, такие советы: произносите мягкие согласные женским голосом, а твердые – мужским.

Установка: подумайте о том, что после гласного будет следовать [и]. Это поможет реализовать мягкий согласный и правильный аллофон гласного, который определяет качество мягкого слога в целом.


Материалы по работе над мягкими согласными см. в блоге УЦРЯ МГУ здесь http://metodika-rki.livejournal.com/26346.html

Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-deti/

Вопросы под подушкой

Перед тем как сказать ребенку «Спокойной ночи», задайте ему один-два вопроса из нашего списка. Как правило, в течение дня у нас ни на что не хватает времени, и мы ограничиваемся просьбами или приказами: «сделай», «не забудь», «поправь». «Вопросы под подушкой» помогут начать разговор по душам с сыном или дочерью и узнать о ребенке много нового.

- О чем ты любишь мечтать?

- Кто твой герой и почему?

- Если бы ты мог что-то поменять в себе, что бы ты изменил?

- За что ты собой больше всего гордишься?

- Кто самый добрый человек в твоем окружении? Почему?

- Что тебе больше всего нравится в твоем лучшем друге?

- Какую одну вещь ты бы хотел научиться делать хорошо?

- Если бы ты был животным, то каким именно и почему?

- Если бы тебе разрешили оставить себе только одну вещь из всех, что у тебя есть, какую бы ты выбрал?

- Кого бы ты назвал по-настоящему успешным человеком? Почему?

- В какие моменты ты чувствуешь, что взрослые тебя не понимают?

- Если бы у тебя была возможность провести 48 часов в любой точке мира, куда бы ты отправился?

- За что ты больше всего благодарен в жизни? Кому ты больше всего благодарен?

- Если бы ты мог поменяться местами с любым человеком на свете, с кем бы ты хотел поменяться местами и почему?

- Какую одну вещь ты можешь сделать сегодня лучше, чем вчера?

- Что бы ты предпочел: уметь летать или читать мысли?

- С кем ты больше всего ждешь встречи в школе (садике) каждый день?

- Если бы ты собирал свой обед в школу самостоятельно, что бы ты туда положил?

- Кто из твоих одноклассников (ребят в группе) самый дружелюбный?

- С кем ты провел больше всего времени сегодня?

- Какая у тебя любимая игра и почему?

- Кто заставляет тебя смеяться и почему?

- Если бы ты мог сыграть любую роль в твоем любимом фильме или мультике, какую бы ты выбрал и почему?

- С кем в нашей семье тебе веселее всего проводить время?




Больше интересных статей в приложении #Стаканчик
iOS -
http://vk.cc/4P0fUL
> Как поставить русский звук Ы?

Звук Ы ставят при помощи карандаша/ ручки/ ложки, который нужно зажать между зубами следующим образом:



При этом пытаться произнести И, не касаясь карандаша языком. Получается Ы. Запомнить и на следующем этапе пытаться повторить без карандаша.

Если ребёнок даже с карандашом произносит иииииииииии, можно зажать язычок между зубами и попробовать произнести ииии. Если язычок не "убегает" в ротик, то в результате звучит ыыыыыыы


Звук Ы получится, если произносить слоги и слова с ним намеренно низким голосом - басить.


Для работы именно над звуком [Ы] можно порекомендовать упражнение «Паровоз». Изображая звук паровоза, нужно говорить (сначала, к примеру, повторяя за мамой или за воспитателем): ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ


Понять положение губ и языка при произнесении [ы] помогут учащимся следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
«Учим контролировать положение губ»

1. Округлите губы, при этом они слегка вытянутся вперёд.
2. Ещё больше вытяните губы вперёд, как для поцелуя, при этом раствор ротовой полости будет минимальным.
3. Улыбнитесь, при этом губы растянутся.
4. Улыбнитесь так, чтобы губы растянулись, напряглись, слегка обнажая зубы

Обратите внимание! Данные губные артикуляции предназначены для произношения гласных:
1 – о, 2 – у, 3 – и, 4 - ы

«Учим контролировать движение языка вперед-назад»



1. Вытяните язык вперёд, попытайтесь достать кончиком языка до подбородка, передняя часть языка при этом будет узкой, напряжённой.
2. Максимально оттяните язык назад, при этом он настолько напряжен, что может ощущаться усталость.

Обратите внимание! Движение языка вперед-назад существенно для дифференциации гласных И-Ы.
Все упражнения артикуляционной гимнастики могут быть проконтролированы с помощью зеркала (по книге Шмельковой Н.А., Фролкиной Л.В. Пять уроков русской фонетики. М., 1988)

Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-deti/