Методика РКИ (metodika_rki) wrote,
Методика РКИ
metodika_rki

Category:

Информация по грамматике

Можно ли свести все видовые значения глаголов писать и написать к значению 'завершенность - незавершенность'?
Не думаю, что несколько видовых значений удастся свести к одному даже в случае с глаголами писать/ написать, потому что актуализация того или иного значения зависит от контекста.
Так, например, в предложении "он часто писал письма домой" наречием "часто" актуализировано значение 'повтора'. Кстати, именно этому значению я отдала бы статус "основного", поскольку любой 'процесс' можно представить как своего рода повторяющееся действие, когда "весь день писал" означает 'и писал, и писал, и писал (весь день)'.

В предложении "я уже писал этот диктант" на первый план выходит общефактическое значение (='было дело - факт'). Значение 'процесса' здесь неактуализировано, т.к. говорящий хочет передать слушающему совсем другую информацию: он хочет сообщить слушающему, что "писание этого диктанта" уже имело место быть однажды в прошлом.

Что касается глагола "написать", то здесь часто на первый план действительно выходит значение завершенности: "он писал-писал письмо и наконец написал его" = 'закончил писать'

Однако у глагола написать есть и другие значения, одно из которых - 'создать литературное, музыкальное произведение или произведение живописи, быть его автором': "Кто написал этот роман/ эту оперу/ эту картину?" = "Кто создал этот роман/ оперу/ картину?" И в этом значении на первый план, безусловно, выходит значение 'результата', т.к. семантика глагола "создать" предполагает обязательное появление продукта, который является результатом действия "создать".

Ну и наконец, есть контексты, в которых может быть актуализировано значение 'однократности': "Ты часто писал ей? - Нет, написал только однажды". Хотя именно это значение в целом действительно не свойственно глаголу написать, на что указывает возможность употребления в ответе глагола "писать": "Ты часто писал ей? - Нет, писал только один раз" (в общефактическом значении: 'было дело - писал').

Кроме того, несколько глаголов НСВ способны выражать значение одновременных действий ("писал и думал/ слушал музыку"), а несколько глаголов СВ - значение последовательных действий ("написал и отправил").
Tags: Методика преподавания РКИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments