Методика РКИ (metodika_rki) wrote,
Методика РКИ
metodika_rki

Category:

Глаголы: видовые пары

Почему считается, что некоторые русские глаголы, обозначающие состояние, не имеют совершенного вида (лежать, сидеть, стоять, висеть, учиться (в школе), стоить, иметь, значить, помнить, жить, находиться, существовать, присутствовать), ведь почти ото всех этих глаголов можно образовать форму совершенного вида
при помощи приставок: жил - прожил, выжил, помнил - запомнил, стоял - простоял, выстоял и т.д.?

Дело в том, что внутри видовой пары приставки или суффиксы (которые служат для образования нового глагола СВ или НСВ) не должны менять лексическое значение исходного глагола.
Считается, что префикс (добавляемый к инфинитиву НСВ для образования нового глагола СВ для видовой пары) должен обозначать лишь внутренний предел процесса и указывать на естественный исход процесса: (с)проектировать, (на)писать, (по)строить (см. эту информацию, например, здесь http://stud24.ru/rhetoric/glagoly-i-ego-vidy/18991-51397-page4.html )
Другими словами, объединения типа жить - пожить, помнить - вспомнить и стоять - постоять не могут быть признаны видовыми парами, т.к. лексическое значение глаголов пожить, вспомнить и постоять не на 100% соответствует значению жить, помнить и стоять. Пожить, кроме всего прочего, имеет значение 'жить какое-то время', постоять - 'стоять какое-то время', а вспомнить - 'вызвать информацию из памяти'.
Tags: Методика преподавания РКИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments