Методика РКИ (metodika_rki) wrote,
Методика РКИ
metodika_rki

Category:

Спряжения глаголов

Как лучше объяснять спряжение?

При первом обращении к любой новой грамматической теме учащихся знакомят сначала с регулярными (т.е. с правильными) формами.
Поэтому I спряжение (которое в методике преподавания РКИ принято называть е-спряжением) вводится на примере таких русских глаголов, как знать, а II спряжение (и-спряжение соответственно) - на примере таких глаголов, как говорить.
При этом оба спряжения могут даваться или одновременно на одном уроке, или же II спряжение вводится немного позже.
Любой глагол желательно включить в минимальный контекст, т.е. не знать, знаю, знаешь, ... знают, а, например, знать алфавит, я знаю алфавит, ты знаешь алфавит, ... они знают алфавит.
До знакомства со спряжением (на одном из предыдущих уроков) с учащимися мог быть разучен какой-нибудь микродиалог типа "Что вы изучаете/ ты изучаешь? - Я изучаю/ Мы изучаем русский"; "Я говорю по-русски и по-английски. А вы/ ты? - Я тоже говорю/ Мы тоже говорим по-английски и немного по-русски". При этом о спряжении как о грамматической теме речь не шла, и фразы вводились без объяснения как идиоматическое выражение (наряду с "Меня зовут ... - Как вас зовут?").
Непосредственно перед объяснением спряжения учащимся может быть предложено еще раз разыграть диалог, а потом им могут быть предъявлены все формы (допустим, они выводятся проектором на экран, пишутся преподавателем на доске и/ или попадают к студентам в раздаточном материале).
Прежде чем давать какие-то объяснения, преподаватель может прочитать все формы (которые студенты видят), потом предложить студентам повторить за ним каждую форму в паузы.
После этого можно давать объяснения по спряжению, идея которого учащимся в общем-то понятна - ведь в их родном языке тоже есть глаголы, которые, как правило, спрягаются.
Т.е. задача преподавателя на этом этапе - дать те сведения по спряжению, которые могли ускользнуть от внимания учащихся во время прослушивания и повторения форм.
Преподаватель в первую очередь должен сообщить студентам о существовании 2-х типов спряжения: е- и и-спряжения соответственно.
Потом он должен обратить их внимание на основу инфинитива и настоящего времени и окончания.
Ведь, чтобы понять, как изменяется глагол, нужно разделить его любую форму на основу и окончание. Например, чита-ть, чита-ю, чита-ешь, чита-ет, чита-ем, чита-ете, чита-ют. Окончание инфинитива -ть присоединяется к основе инфинитива, а окончание спрягаемых форм - к основе настоящего (или простого будущего) времени.



Необходимо сообщить, что, к сожалению, многие русские глаголы (и все глаголы II группы) имеют разную основу в инфинитиве и в настоящем/ простом будущем времени. Например, говори-ть, говор-ю, говор-ишь, говор-ит, говор-им, говор-ите, говор-ят (в инфинитиве основа "говори-", а в спрягаемых формах - "говор-").
Об остальных особенностях необходимо сообщать учащимся при знакомстве с каждым новым глаголом. Так как глагол "жить" не совсем правильный, знакомство с ним может произойти не в связи с темой спряжение глаголов, а на одном из последующих уроков (например, в связи с темой "предл. пад. ед. ч. сущ.").



При знакомстве с каждым новым "не совсем правильным" глаголом необходимо обязательно обращать внимание учащихся на то, что основа инфинитива и настоящего/ простого будущего времени могут отличаться существенно. Например, жи-ть, жив-у, жив-ёшь, жив-ёт, жив-ём, жив-ёте, жив-ут (в инфинитиве основа "жи-", а в спрягаемых формах - "жив-"). Или писа-ть, пиш-у, пиш-ешь, пиш-ет, пиш-ем, пиш-ете, пиш-ут (в инфинитиве основа "писа-", а в спрягаемых формах - "пиш-"). То же происходит с глаголами типа приня-ть, я прим-у (на этот глагол очень похожи сня-ть, сним-у, подня-ть, подним-у), а также с глаголами типа поня-ть, пойм-у (на этот глагол очень похожи заня-ть, займ-у, наня-ть, найм-у).



Задача студентов - запоминать эти основы.



При изучении таких глаголов, как "жить", "давать" и "вставать", необходимо рассказать студентам о том, что если ударение (у глаголов е-спряжения) падает на окончание, то -е- переходит в -ё-: "Даёшь молодёжь!"



Кроме того, есть глаголы, у которых в основе настоящего/ простого будущего времени будет происходить чередование в первой форме (в я-форме). Например, плати-ть, я плаЧ-у, ты плат-ишь, он плат-ит, мы плат-им, вы плати-те, они плат-ят (такие глаголы см., например, на с. 116-117 "Поехали!").



На все эти особенности необходимо обращать внимание студентов на этапе их знакомства с тем или иным глаголом. И эти особенности студентам придётся запоминать.
Tags: Методика преподавания РКИ
Subscribe

  • РКИ: Прощай, удаленка! (2)

    Илья Карпенко ...Но вернёмся к разговору о наших будущих друзьях и союзниках – студентах-иностранцах, коим в неумолимо…

  • РКИ: Прощай, удаленка!

    Илья Карпенко Что сказать? Судя по всем разведывательным признакам, Первую мировую коронавирусную войну Россия пока…

  • Неужели слово околело?

    Илья Карпенко Как говорится, «Не можем молчать!» Тема засилья англицизмов в современной русской речи и во всех видах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments