?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Спряжения глаголов

Как лучше объяснять спряжение?

При первом обращении к любой новой грамматической теме учащихся знакомят сначала с регулярными (т.е. с правильными) формами.
Поэтому I спряжение (которое в методике преподавания РКИ принято называть е-спряжением) вводится на примере таких русских глаголов, как знать, а II спряжение (и-спряжение соответственно) - на примере таких глаголов, как говорить.
При этом оба спряжения могут даваться или одновременно на одном уроке, или же II спряжение вводится немного позже.
Любой глагол желательно включить в минимальный контекст, т.е. не знать, знаю, знаешь, ... знают, а, например, знать алфавит, я знаю алфавит, ты знаешь алфавит, ... они знают алфавит.
До знакомства со спряжением (на одном из предыдущих уроков) с учащимися мог быть разучен какой-нибудь микродиалог типа "Что вы изучаете/ ты изучаешь? - Я изучаю/ Мы изучаем русский"; "Я говорю по-русски и по-английски. А вы/ ты? - Я тоже говорю/ Мы тоже говорим по-английски и немного по-русски". При этом о спряжении как о грамматической теме речь не шла, и фразы вводились без объяснения как идиоматическое выражение (наряду с "Меня зовут ... - Как вас зовут?").
Непосредственно перед объяснением спряжения учащимся может быть предложено еще раз разыграть диалог, а потом им могут быть предъявлены все формы (допустим, они выводятся проектором на экран, пишутся преподавателем на доске и/ или попадают к студентам в раздаточном материале).
Прежде чем давать какие-то объяснения, преподаватель может прочитать все формы (которые студенты видят), потом предложить студентам повторить за ним каждую форму в паузы.
После этого можно давать объяснения по спряжению, идея которого учащимся в общем-то понятна - ведь в их родном языке тоже есть глаголы, которые, как правило, спрягаются.
Т.е. задача преподавателя на этом этапе - дать те сведения по спряжению, которые могли ускользнуть от внимания учащихся во время прослушивания и повторения форм.
Преподаватель в первую очередь должен сообщить студентам о существовании 2-х типов спряжения: е- и и-спряжения соответственно.
Потом он должен обратить их внимание на основу инфинитива и настоящего времени и окончания.
Ведь, чтобы понять, как изменяется глагол, нужно разделить его любую форму на основу и окончание. Например, чита-ть, чита-ю, чита-ешь, чита-ет, чита-ем, чита-ете, чита-ют. Окончание инфинитива -ть присоединяется к основе инфинитива, а окончание спрягаемых форм - к основе настоящего (или простого будущего) времени.



Необходимо сообщить, что, к сожалению, многие русские глаголы (и все глаголы II группы) имеют разную основу в инфинитиве и в настоящем/ простом будущем времени. Например, говори-ть, говор-ю, говор-ишь, говор-ит, говор-им, говор-ите, говор-ят (в инфинитиве основа "говори-", а в спрягаемых формах - "говор-").
Об остальных особенностях необходимо сообщать учащимся при знакомстве с каждым новым глаголом. Так как глагол "жить" не совсем правильный, знакомство с ним может произойти не в связи с темой спряжение глаголов, а на одном из последующих уроков (например, в связи с темой "предл. пад. ед. ч. сущ.").



При знакомстве с каждым новым "не совсем правильным" глаголом необходимо обязательно обращать внимание учащихся на то, что основа инфинитива и настоящего/ простого будущего времени могут отличаться существенно. Например, жи-ть, жив-у, жив-ёшь, жив-ёт, жив-ём, жив-ёте, жив-ут (в инфинитиве основа "жи-", а в спрягаемых формах - "жив-"). Или писа-ть, пиш-у, пиш-ешь, пиш-ет, пиш-ем, пиш-ете, пиш-ут (в инфинитиве основа "писа-", а в спрягаемых формах - "пиш-"). То же происходит с глаголами типа приня-ть, я прим-у (на этот глагол очень похожи сня-ть, сним-у, подня-ть, подним-у), а также с глаголами типа поня-ть, пойм-у (на этот глагол очень похожи заня-ть, займ-у, наня-ть, найм-у).



Задача студентов - запоминать эти основы.



При изучении таких глаголов, как "жить", "давать" и "вставать", необходимо рассказать студентам о том, что если ударение (у глаголов е-спряжения) падает на окончание, то -е- переходит в -ё-: "Даёшь молодёжь!"



Кроме того, есть глаголы, у которых в основе настоящего/ простого будущего времени будет происходить чередование в первой форме (в я-форме). Например, плати-ть, я плаЧ-у, ты плат-ишь, он плат-ит, мы плат-им, вы плати-те, они плат-ят (такие глаголы см., например, на с. 116-117 "Поехали!").



На все эти особенности необходимо обращать внимание студентов на этапе их знакомства с тем или иным глаголом. И эти особенности студентам придётся запоминать.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
k_to_k
Dec. 11th, 2013 07:03 pm (UTC)
Спасибо.
Спасибо. Очень кстати совпало с моими темами.

(Anonymous)
Dec. 11th, 2013 08:31 pm (UTC)
Вопрос
А вот хотелось все таки узнать, с чем связано чередования согласных при спряжении, или каким образом случилось так, что глагол жить в спряжении заимел буковку В.
pontcha
Dec. 19th, 2013 02:43 pm (UTC)
о причинах чередований согласных в основах русских гл
Чередования согласных в основах русских глаголов (такие как плаТить - плаЧу, проСить - проШу и под.) возникли в дописьменный период под влиянием действовавших тогда фонетических законов, а с возникновением азбуки закрепились и на письме.

Так, например, еще праславянским языком был унаследован общеиндоевропейский корень *им- со значением брать - слог, заканчивающийся как раз согласным звуком, то есть закрытый. В том случае, когда к этому корню при образовании славянского глагола присоединялся последующий глагольный суффикс, представляющий собой гласный звук (например, -а- или -е-), никакого противоречия с законом открытого слога не возникало: последний согласный корня просто-напросто отходил к следующему слогу (им + е = и + мe) и оба слога, таким образом, становились открытыми. Так образовался славянский глагол имети (иметь). Однако при других условиях образования глагола, когда к индоевропейскому корню присоединялся сразу суффикс инфинитива (т. е. неопределенной формы глагола) -ти (им + ти), закрытого слога было, казалось, не избежать. Но закон потому и закон, что должен соблюдаться неукоснительно. В этом случае два звука, гласный и носовой согласный, первого слога переходили в один звук - гласный, имеющий носовой призвук. Представить себе, как произносились носовые гласные в праславянском языке, легко тому, кто знает французский, где такие звуки существуют и по сей день. Создавая славянскую азбуку, Кирилл и Мефодий ввели для обозначения носовых гласных особые буквы - "юсы": "юс малый", обозначавший носовой гласный е, и "юс большой", обозначавший носовой звук о. Судьба носовых гласных по-разному сложилась в разных славянских языках: в польском, например, они сохранились до сих пор, а в восточнославянских диалектах, давших начало русскому языку, носовые исчезли очень рано - еще до появления первых памятников письменности. Но исчезли они не бесследно: носовой е перешел в а, смягчив предшествующий согласный, а носовой о - в у. Благодаря этому процессу и возникло в русском языке чередование им - а(я), ин - а(я) в глаголах взимать - взять, отнимать - отнять, занимать - занять, внимать - внять, понимать - понять, пронимать - пронять, обнимать - обнять, имеющих один источник происхождения - индоевропейский корень *им-.

Полный текст статьи см. здесь http://www.gramma.ru/RUS/?id=14.23
peterk2008
Apr. 11th, 2017 02:45 pm (UTC)
Re: о причинах чередований согласных в основах русских
Здорово!! Но как это понятно и легко объяснить иностранным студентам???
(Anonymous)
Aug. 1st, 2014 08:05 pm (UTC)
глаголы типа "говорить", "спешить"
Огромное спасибо за статью, как раз то, что искала.
___________
"Необходимо сообщить, что, к сожалению, многие русские глаголы (и все глаголы II группы) имеют разную основу в инфинитиве и в настоящем/ простом будущем времени. Например, говори-ть, говор-ю, говор-ишь, говор-ит, говор-им, говор-ите, говор-ят (в инфинитиве основа "говори-", а в спрягаемых формах - "говор-")"
___________
А есть ли какие-нибудь правила, по которым можно определить правильную основу инфинитива в таких глаголах? Или нужно запоминать основу каждого глагола?
Спасибо!
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

курсы рки, русский как иностранный, рки мгу
metodika_rki
Методика РКИ
www.mgu-russian.com

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel