?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

> Как объяснить учащимся употребление таких русских глаголов, как "стоять", "лежать" "сидеть", с учетом особых случаев: птичка "сидит" на столе (хотя она при этом опирается на ноги), тарелка "стоит" на столе, но "лежит" в сковородке и под.?

Все случаи, которые приведены в тексте про глаголы "стоять", "лежать" и "сидеть", можно объяснить, не прибегая к определению "исключение".

Начать следует с глагола "сидеть". Дело в том, что человек тоже может сидеть, как птица, т.е. "на корточках". Получается, что сидеть можно, просто согнув ноги (на корточках), поэтому ничего удивительного в том, что "птица СИДИТ (на ветке)", нет. Она просто принимает то же положение.

Теперь посмотрим на неодушевленные предметы, которые (в языке) уподобляются одушевленным.

В русском языке "стоять" может то, у чего есть "ноги", т.е. "ножки": стол, стул, кровать и под. Однако бывает, что "ножка" только одна (например, у столиков в кафе), и она короткая и даже очень короткая, а иногда она и вовсе исчезает, и остается как бы "подошва". Получается, что стоять может все, у чего эта "подошва" есть: диван, тарелка, тумбочка и под.
Но, как и человек не всегда стоит, хотя у него ноги не исчезают, так и предметы не всегда "опираются" на свои "ножки" или "подошвы". В этом случае они будут "лежать": диван, тумбочка лежит (на боку), тарелка лежит в сковороде и т.д.
Автор публикации: Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/53/