?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Да, можно, ведь" материалы пособия Протасовой Е.Ю. и Родиной Н.М. "Русский язык для дошкольников" включают в себя приёмы работы, апробированные в двуязычном финско-русском детском саду "Калинка" (Хельсинки) и группах, детских садах и кружках по работе с дошкольниками в Финляндии, Германии, Латвии, Эстонии, Казахстане, а также в национально-территориальных образованиях в России и на экспериментальных детских площадках Центра "Дошкольное детство" им. А. В. Зопорожца (г. Москва). В книге учитывается опыт организации двуязычных дошкольных учреждений в Великобритании, Германии, Канаде, Новой Зеландии, США".

Однако при подготовке к занятиям необходимо учитывать некоторые моменты.
Во-первых, каждый план в этом пособии является тематическим, он рассчитан не на день, а на неделю занятий (в группе). Таким образом, необходимо самостоятельно делать разбивку по дням, а также иногда продумывать порядок работы, когда (и если) он в пособии не описан.
Кроме того, работа в группе отличается от работы по индивидуальному плану. Группа делится на подгруппы по степени знания языка. Воспитатель всегда опирается на сильных детей, а остальные - подтягиваются. "В смешанной по составу группе преподаватель должен комбинировать умения детей так, чтобы формулировали задачу те, кому она по силам, а решали те, для кого она ещё немного сложна, но в принципе доступна" (см. "Русский язык для дошкольников", с. 25). "Застенчивый или плохо говорящий на русском языке ребёнок вначале может участвовать в предложенной взрослым деятельности молча, не повторяя за ним даже короткие и многократно произносимые высказывания, а только выполняя необходимые движения или действия" (см. "Русский язык для дошкольников", с. 16).

В-третьих, авторы пособия не только допускают, но и считают необходимым «адаптировать предлагаемые ситуации к конкретным знаниям и возможностям детей: сохраняя смысл, видоизменять форму высказываний, сокращать, повторять, членить на части». Это тем более актуально для относительно сложных тем. Чем сложнее тема, тем проще должна быть её интерпретация. Так, например, смогут ли дети 3-4-х лет понять идею закаливания? Возможно, смогут, если её объяснить в доступной их восприятию форме, как объяснили бы, к примеру, Хрюша, Филя и Степашка в "Спокойной ночи, малыши!" Если же тема сама по себе несложная (например, "распорядок дня"), необходимо помнить, что в детской аудитории она должна получить совершенно иное преломление (прежде всего лексическое, но не только), чем в аудитории взрослой. Так, например, в лексический минимум студента и даже школьника обязательно войдут такие лексические единицы, как "стол", "стул", "ручка", "тетрадь", "доска". Такие же слова, как "таз", "ведро", "мочалка", очевидно, не попадут в минимум первых уроков студента по причине их небольшой коммуникативной ценности по сравнению со словами, обозначающими предметы, связанные с учением. Но для ребёнка такое слово, как "ведро", может оказаться гораздо более полезным, хотя бы потому что это непременный атрибут игры с песком.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
anjelikaf
Jun. 27th, 2011 03:11 pm (UTC)
Для детского сада эту книгу можно использовать, как и другие книги для детских садов.

А вот какие книги использовать для занятий с детьми 1 раз в неделю?
(Anonymous)
Jun. 30th, 2011 08:38 am (UTC)
планы для занятий с детьми
Те же планы можно использовать, только брать из них материал на один урок.

Так, например, фонетическую зарядку (и материалы для нее) смело можно включать в каждое занятие.

Если за один урок необходимо дать недельную программу, можно сделать это за счет сокращения числа микротем, оставив только тему урока.

Допустим, в тематическом плане есть главная тема - "распорядок дня" - и следующие микротемы: "разные страны и языки", "приветствия", "команды" и "закаливание". Тему необходимо сохранить, а (некоторыми) микротемами пожертвовать. Таким образом, в итоговом плане может остаться одна тема ("распорядок дня") и две микротемы ("приветствия" и "команды").

Также можно сократить либо общее число предлагаемых заданий, либо каждое из заданий (из 5 вопросов оставить 3 и под.).

Поурочные же планы смотрите в пособии Сергеевой О. Е. "Весёлые шаги".
( 2 comments — Leave a comment )