?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как объяснять падежи двуязычным детям младшего школьного возраста?

В том случае если проживающие за рубежом двуязычные дети говорят по-русски так же хорошо, как и их сверстники монолингвы в России, можно подключать к занятиям учебники, созданные для обычных российских средних школ, и использовать в целом такую же методику.
Автор пособия «Учимся учить детей русскому языку» А. А. Акишина в своей статье Обучение грамматике русскоговорящих детей соотечественников, живущих вне России говорит о том, что школьникам (в том числе и младшим) грамматические явления нужно объяснять. При этом речь не идёт о каком-то особом объяснении, принципиально отличающемся от общепринятого. Так, например, она настоятельно рекомендует знакомить детей с вопросами (Кого? Чего? Кому? Чему? и т.д.), по которым ими будет определяться падеж. В игровой форме, по ее мнению, грамматика должна изучаться только с дошкольниками.

Что же касается грамматических терминов, то с ними тоже нужно обязательно знакомить, т.к. иначе придется давать какие-то описательные названия, наподобие «форма, отвечающая на вопрос Кому?/ Чему?» (вместо «дательный падеж»), что особенно неудобно именно для падежей.

Автор публикации: Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-bilingvi/
http://pontcha.livejournal.com/5205.html

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
Natallia Lambrecht
Jun. 2nd, 2016 11:41 pm (UTC)
падежи
А не могли бы вы разъяснить как обьяснить падежи детям, которые не говорят хорошо по русски? Для них он иностранный. Как научить их ставить нужный вопрос для определения падежа?
(Anonymous)
Jun. 6th, 2016 12:18 pm (UTC)
Re: падежи детям-инофонам
Детей-инофонов тоже полезно знакомить с падежными вопросами. Однако при этом необходимо обязательно постоянно обращать их внимание на окончания существительных. Остальное зависит от возраста детей.

Если речь идет об обучении дошкольников, существительные в разных формах усваиваются в игре. Обычно учащимся (например, по картинкам) предлагается строить или продолжать какое-либо высказывание, в котором требуется употребить именную часть речи (существительное, местоимение, прил. и др.) в определенном падеже: Варю суп из ЧЕГО? - Из ... катошкИ, из ... морковкИ, из ... салатА и т.д.

В школьном возрасте, когда детям можно объяснять явления и они уже умеют читать и писать, материал можно всё чаще и чаще давать в таблицах, обязательно давая алгоритм выбора падежного окончания. Если в начальной форме в конце сущ. жен. рода -Ь, в предл. пад. он меняется на -И: площадЬ (жен.род) => на площадИ.
pontcha
Jun. 6th, 2016 12:19 pm (UTC)
Re: падежи детям-инофонам
Детей-инофонов тоже полезно знакомить с падежными вопросами. Однако при этом необходимо обязательно постоянно обращать их внимание на окончания существительных. Остальное зависит от возраста детей.

Если речь идет об обучении дошкольников, существительные в разных формах усваиваются в игре. Обычно учащимся (например, по картинкам) предлагается строить или продолжать какое-либо высказывание, в котором требуется употребить именную часть речи (существительное, местоимение, прил. и др.) в определенном падеже: Варю суп из ЧЕГО? - Из ... катошкИ, из ... морковкИ, из ... салатА и т.д.

В школьном возрасте, когда детям можно объяснять явления и они уже умеют читать и писать, материал можно всё чаще и чаще давать в таблицах, обязательно давая алгоритм выбора падежного окончания. Если в начальной форме в конце сущ. жен. рода -Ь, в предл. пад. он меняется на -И: площадЬ (жен.род) => на площадИ.
( 3 comments — Leave a comment )