?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Такое письмо букв и цифр называется «зеркальным».

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
Кроме того, такие проблемы встречаются и у детей, одинаково хорошо владеющих обеими руками (их называют амбидекстрами), и даже у самых обычных правшей.

Если ребёнок дошкольного возраста до момента обучения его грамоте не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

Решать проблему нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Начинать работу сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.

Сначала необходимо приступить к воспитанию четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учить ориентироваться в собственном теле, то есть формировать, развивать и совершенствовать умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого задаются вопросы о местонахождении различных предметов (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?). Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.

Предложите ребенку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженные стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала..., затем...), обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы. (об этих и др. видах работы см. здесь
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii-dlya-vospitateley/news5861.html и здесь http://www.nkj.ru/archive/articles/4625/ ).

Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-deti/
http://pontcha.livejournal.com/9767.html

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
chuch007
Oct. 4th, 2016 04:14 pm (UTC)
ili otpravit uchit yaponskiy
pontcha
Oct. 6th, 2016 06:20 pm (UTC)
Лучше арабский!
(Anonymous)
Oct. 31st, 2016 08:43 am (UTC)
Отзыв о курсах УЦРЯ МГУ
Я работаю с иностранцами уже около 15 лет: перевожу, преподаю языки и на языках, включая технические дисциплины. Пробовала на друзьях преподавать русский язык, рассказывать о русской истории и культуре, но по отзывам им было очень сложно. Я решила поступить на курсы РКИ и Межкультурной коммуникации при МГУ. Мне посчастливилось учиться под руководством Анастасии Александровны Поначевной. Учебный процесс был очень интересным, познавательным, стимулирующим на расширение знаний, мотивирующим попробовать все на практике, а потом прийти на консультацию и поделиться или попросить совета у куратора. Анастасия Александровна не просто терпеливо выслушивала, поправляла при необходимости, внимательно проверяла и комментировала выполненные задания, давала советы, как можно улучшить, но и отвечала на вопросы, не включенные в курс. Спасибо Вам большое за профессионально подготовленный курс, за титанический методический труд! Кстати, после прохождения курса дела у нас с друзьями пошли гораздо бодрее и с большим интересом (это с их слов). На  занятиях же в университете со студентами, только начинающими изучать русский язык, мне стало легче при преподавании технических дисциплин включать необходимый для обучения в дальнейшем языковой материал. Безусловно, курс межкультурной коммуникации помог мне лучше понять и воспринять "чужую" культуру и поделиться своей. СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ! :)

Светлана Горячева
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

русский как иностранный, курсы рки, рки мгу
metodika_rki
Методика РКИ
www.mgu-russian.com

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel