?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда учащийся овладевает второй, третьей и т.д. языковой системой, он неизбежно оказывается в ситуации, когда все эти системы друг на друга начинают влиять. Такое явление в лингвистике называют интерференцией, или, по-другому, влиянием одного языка на другой.

При этом не только родной язык влияет на изучаемый, но и изучаемый на родной (хотя, безусловно, в гораздо меньшей степени), родные языки влияют друг на друга (если их несколько), первый иностранный язык влияет на все остальные, новый язык начинает влиять на те, что уже изучены, и т.д.

Однако влияние одной языковой системы на другую может быть не только отрицательным (что проявляется в ошибках в изучаемом языке), но и положительным, когда явления изучаемого языка лучше запоминаются, если они похожи (и тем более если они идентичны).

Из-за этого впервые представляя учащимся явление (букву, звук, слово, правило), рекомендуется указывать на сходство (если оно есть).

Однако впоследствии необходимо действовать в обратном направлении, т.е. указывать на разницу похожих, но не одинаковых явлений. Почему? Потому что любое несовпадение в родном и изучаемом языках будет приводить к появлению ошибок, особенно устойчивых из-за того, что явления похожи.

На самой первой стадии сходство двух явлений учащемуся помогло, но в последствии оно же начинает ему мешать.

Так, например, в латинице и в кириллице есть буквы, полностью (или частично) совпадающие в начертании, но используемые в разных алфавитах для обозначения разных звуков: Рр и Хх, В и Н и некоторые другие.

На этапе представления учащимся этих букв полезно будет обратить внимание на их сходство, однако впоследствии необходимо будет работать над устранением последствий негативного влияния (интерференции) латиницы на кириллицу.

Для этого учащимся предлагается выполнять специальные упражнения. Например, такие:

Упражнения направлены на устранение интерференции букв латинского алфавита.

1. Обратите внимание на написание русских букв «и», «у», «в», «б», «п», «р». Напишите и произнесите слова.

Бить, буду, мука, мир, вид, вижу, библиотека, парк

2. Перепишите текст, подчёркивая одной чертой букву «б», двумя чертами букву «в»:

выучить, работать, второй, будущий

3. Перепишите слова, вставляя «б» или «в»:

интересо_ать, _рат, _ольшой, _сегда, ян_арь, дека_рь

Поначевная Анастасия http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/
http://pontcha.livejournal.com/16491.html