?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всем известно разнообразие окончание русских прилагательных: красивый, синий, большой и т.д. Сейчас мы объясняем их твёрдостью / мягкостью основы и ударением (на основу или на окончание). А давайте теперь посмотрим, как это объясняется с исторической точки зрения.

Если вы прислушаетесь к речи старых актёров и дикторов, вы услышите, что у них гораздо чаще встречается окончание -ой. Это старомосковская норма произношения. А помните у Лермонтова: Белеет парус одинокой ... Это не только требование рифмы.

http://bibl.tikva.ru/base/B952/B952Part19-116.php
В окончаниях прилагательных с основой на твердый согласный русские произносили везде -ой, т.е. произносили не толькохудой, слепой, но так же, как если бы было написано "славной", "доброй", "великой",
произносили и славный, добрый, великий и т.д.
После мягких согласных русское окончание было -ей (синей цвет), а старославянское - -ий (синий). Старое русское окончание -ей не сохранилось.
В соответствии с таким произношением русские грамматисты, например, М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский и другие, предлагали узаконить в окончаниях прилагательных мужского рода в формах именительного (и, естественно, винительного) падежей единственного числа окончание -ой не только под ударением, но и в безударном положении, т.е. писать не толькохудо́й, слепо́й, но и сла́вной (человек), до́брой (молодец), вели́кой (град) и т.д.
Однако старославянские написания типа добрый, синий все же удержались. Они имели перед русскими написаниями типадоброй, синей то преимущество, что не совпадали на письме с формами родительного и творительного падежей единственного числа прилагательных женского рода: доброй (женщины), синей (кофты) и т.д., как совпадали русские формы.
Со временем произношение безударных окончаний с написанным -ый под влиянием орфографии изменялось, и постепенно уже не морфологические или стилистические различия, а произношение стало диктовать употребление окончаний -ый, -ий, с одной стороны, и -ой - с другой. Я.К. Грот отмечал: "В нынешнем произношении таких прилагательных грамотными людьми с ясным сохранением окончания -ый, -ий мы видим один из примеров обратного действия письма на живую речь".


Ещё интересно у В.М. Жирмунского "Из истории русской рифмы":
Один и тот же поэт пользуется обоими рядами рифм, иногда в том же стихотворении, меняя написание (по крайней мере — еще в первой трети XIX века) в соответствии с рифмовыми созвучиями.
В
стих. К *** (А. П. Керн) Пушкин пишет в начале:В томленьях грусти безнадежной: Звучал мне долго голос нежной, а в конце — Шли годы. Бурь порыв мятежный: И я забыл твой голос нежный... Таким образом, нормальное написание—ый, ий, изменяется поэтами в зависимости от потребностей рифмы.
Встречаются тройные рифмы, в которых окончание ый одновременно сочетается с ой и ы, напр. у Пушкина — И я сказал певице милой: Волшебный голос твой унылой (ый) : Волшебней нежных песен Лилы.

http://rifmovnik.ru/lib/5/iz_istorii_russkoy_rifmy__zhirmunskij.htm
http://marjulia.livejournal.com/

Profile

русский как иностранный, курсы рки, рки мгу
metodika_rki
Методика РКИ
www.mgu-russian.com

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel