?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нужно ли делать с детьми, которых обучаешь чтению, фонетические разборы?

Зависит от многих факторов: от возраста ребёнка, от его уровня владения русским языком к началу обучения чтению, от его личностных особенностей, а также от целей обучения.
Если цель (прежде всего родителей) заключается в том, чтобы ребёнок мог впоследствии орфографически правильно писать (и при этом к моменту обучения чтению ребёнок почти не владеет русским), возможно, и не стоит акцентировать внимание ребёнка на разнице написания и произношения.
Так, например, учащиеся, неискушённые в искусстве редукции, изначально пишут слова типа «спасибо» орфографически правильно (поскольку произносят их так же, как и пишут). Но, к ужасу преподавателей, вместе с первыми успехами в правильном произношении слов типа [масква] появляются и написания типа «спасиба».
Таким образом, преподаватель должен отдавать себе отчёт, что побочным эффектом фонетических разборов (а возможно, и прямым их следствием) может явиться путаница в головах и проблемы с орфографией.
Если же ребёнок к началу обучения чтению говорит по-русски без акцента, фонетические разборы могут помочь ему осознать некоторые принципы русской орфографии.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
anjelikaf
Aug. 16th, 2011 11:44 am (UTC)
А если учить читать ребенка 4-х лет? Ему нужен фонетический разбор?
А если ребенок уже читает в 4-5 лет, ему тоже надо давать фонетический разбор?
metodika_rki
Aug. 18th, 2011 06:54 am (UTC)
Вообще-то в таком раннем возрасте фонетические разборы не дают даже детям, растущим в русскоговорящей среде. Первые фонетические разборы в России начинаются на уроках по русскому языку, когда детям лет 10-11. Кроме того, необходимо понять, для чего вообще нужен фонетический разбор при обучении чтению. Вероятно, он нужен для того, чтобы научить ребенка читать с учетом правил русского произношения (редукции, оглушения и озвончения, выпадения некоторых согласных, объединения нескольких букв в один звук). Если ребенок говорит по-русски без акцента, то, возможно, он сможет овладеть правилами чтения без фонетических разборов – так, как это происходит с русскими детьми в России. В любом случае в дошкольном возрасте явления рекомендуется вводить без объяснения, а для того чтобы делать фонетические разборы, необходимо понимание не только понятия «буквы», но и «звука», а также их не всегда симметричного соотношения. Это может оказаться для дошкольников очень сложной задачей. В методической литературе я не встречала рекомендаций делать фонетические разборы при обучении чтению детей дошкольного возраста.
anjelikaf
Aug. 18th, 2011 01:00 pm (UTC)
Спасибо.
По методике РКИ не учат делать фонетический разбор слова?
Ребенка, который уже умеет читать, не нужно учить разбирать слово на звуки?
metodika_rki
Aug. 25th, 2011 06:59 am (UTC)
В методике РКИ фонетический разбор слова не предполагается как отдельный вид работы. Если ребёнок уже умеет читать, разбирать слово на звуки целесообразно в случае постановки правильного произношения (например, чтобы обратить внимание на твёрдость/мягкость согласных, редукцию гласных, своеобразие произнесения отдельных звуков - ы, щ и др.), а также чтобы выработать орфографические навыки (понимание системы звуков поможет усвоить правила орфографии).
anjelikaf
Aug. 25th, 2011 05:25 pm (UTC)
спасибо
emuna
Sep. 1st, 2011 10:37 pm (UTC)
А как, к примеру, объяснить ребенку 4-х лет, что пишем "жи", а читаем "жы"? Пишем "его" а читаем "ево"?
metodika_rki
Sep. 5th, 2011 12:31 pm (UTC)
В русском языке [ж] всегда твёрдый, поэтому написание "жи" или "жы" нисколько не влияет на произношение. В случае "его" объяснение также не требуется, ребёнок довольно быстро запомнит, что в словах "его", "сегодня" г нужно читать как в. В окончаниях прилагательных -ого, -его он тоже научится видеть аналогии в разных словах. Так, если ребёнок знает, что в слове умного г мы произносим как в, он увидит аналогичные окончания в словах красивого, большого и т.д. и сможет прочитать их правильно. С четырёхлетним ребёнком лучше использовать не объяснение материала, а больше наглядных ярких примеров, различные азбуки. Впоследствии, в 6-7 лет, когда он начнёт изучать правила орфографии, систему падежей, будет уместно вводить правила (жи, ши пиши с буквой и; г читается как в окончаниях родительного-винительного падежей ого/его и т.п.)
( 7 comments — Leave a comment )