?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. «Лексико-грамматические игры на уроке РКИ с использованием карточек»

Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия.
Описание: Предлагаю Вам ознакомиться с некоторыми играми по русскому языку, разработанными для учеников в Сербии, родным языком которых является сербский язык (возраст 11 - 14 лет). Ученики изучают русский язык как второй иностранный с пятого по восьмой класс. В этом наборе игр представлены те, которые проведены мною на уроках, начиная с самых простых, с первого года изучения языка.
Назначение: Материал назначен прежде всего учителям начальных классов, для обобщения основных языковых знаний или в рамках внеклассной деятельности (организации досуга). Учителя иностранных языков могут воспользоваться материалом как примером закрепления языковых знаний на элементарном уровне. Педагогам, которые занимаются игрой на уроке (или изготовлением презентаций), будет интересно посмотреть ещё один вариант.
МГУ РКИ, КУРСЫ МГУ РКИ, РКИ
Актуальность: Игра является одним из эффективных средств воспитания и обучения. Игра на уроке – важный элемент в развитии детей / подростков, так как способствует реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач. Посредством игры формируются, развиваются и совершенствуются разные позитивные качества учеников, от способности логического размышления, проявления предметных знаний в коллективной деятельности или самостоятельно (индивидуально), до повышения мотивации к познавательной деятельности, развития креативности и самореализации личности. Игрой также обеспечивается создание непринуждённой, позитивной атмосферы, поднимающей настроение учеников.
Цель: Повторение и закрепление языковых знаний посредством лексико-грамматических игр.
Задачи: Закреплять основные языковые (орфографические, грамматические, лексические, синтаксические) знания; развивать логическое мышление, внимание и быстроту; воспитывать интерес и уважение к русскому народу, его культуре и традиции; мотивировать положительное отношение к русскому языку как школьному предмету.

Подготовка и материал: Для подготовки таких игр учителю сначала надо изучить литературу, затем осмыслить темы и языковые сегменты, соответствующие возрасту учеников, требованиям русского языка как школьного предмета, выбрать самые интересные / важные темы, опираясь на учебник. Кроме того, необходимо продумать, какие из языковых сегментов вообще возможно представить на карточках, чтобы детям было и увлекательно, и познавательно. Следующий шаг – практическая работа: изготовление карточек. Мои карточки распечатаны на цветной бумаге, затем наклеены на картон, чтобы были более прочными. Все карточки, показанные в этой разработке (кроме «картинных») изготовлены мною, но пришлось компьютерными средствами раскрасить их, чтобы были более чёткими в презентации. На всякий случай, в разработке добавлено и содержание карточек, чтобы заинтересованным коллегам была видна каждая деталь.
«Домашние домино»
Речь идёт о прекрасной игре, посредством которой закрепляются лексические знания по главным темам на начальном этапе изучения русского языка как иностранного. Детям очень интересно играть, игра сильно поднимает их настроение. Тоже с увлечением соревнуются, если игра в командной соревновательной форме.
Это самая простая игра, в которую играют только пятиклассники, в первом году изучения языка. Им эта игра предлагается, когда закончили с темами «Дом», «Школа» и «Животные» (как ни назывались эти темы в учебниках, они всегда есть). На домино написаны названия предметов в классе (школьного прибора и т.п.), предметов в доме и членов семьи, тоже названия животных. Но на каждой карточке два понятия различных тем, на пример: на одной карточке написано МАМА / КОШКА, на другой СОБАКА / ПЕНАЛ, на третьей ДОСКА / ДЯДЯ… Ученикам надо продолжить цепочку добавлением карточек следующим образом: первое понятие на следующей карточке должно быть из той же темы, как второе на предыдущей.


«Картинные карточки»
Эта простая игра в основном назначается тоже пятиклассникам, в первом году изучения языка. Им очень забавно составлять слова из отдельных, разноцветных букв на карточках. Но, та же игра может послужить отличной основой для самых разных, более сложных игр для старших учеников. Игра закрепляет лексические знания, в более сложной форме – грамматические и синтаксические.
Ученикам даются карточки с картинками. На картинках предметы, животные, птицы, школьный прибор… Можно дать им и тематические наборы картинок с понятиями, которые должны «назвать». Кроме картинок, командам даются и буквы для составления слов и определяется время для составления. Выигрывает команда, которая «написала» все слова.
Старшим ученикам можно задать не только «написать» названия понятий, а составить предложения на основании картинок, или добавить к названиям прилагательные: зелёная доска, красивая бабочка, новый учебник и т.д.


«Глагольные карточки»
Ещё одна несложная игра, посредством которой тестируется знание управления глаголов. В зависимости от того, в каком возрасте использовать её, можно усложнить игру, повысить требования от учеников. Может быть командной или индивидуальной игрой. Задача – составить глаголы с существительными. Если в командах, то каждая из них получает одинаковые карточки с набором глаголов и существительных, которые надо соединить. Если индивидуальная игра, то можно разделить только карточки с глаголами, к которым учащиеся подбирают существительные по своему выбору и знанию. В старших классах можно усложнить игру добавочными заданиями: составить предложения со словосочетаниями. Также можно подготовить «домино»: на каждой карточке написать глагол и существительное (с предлогом или без него), как я сделала для своих учеников шестого класса.
Примеры:
Смотреть – в окно; Лететь – на самолёте; Ходить – по городу; Постучать – в дверь; Выйти – из комнаты; Играть – на пианино; Ездить – на автобусе; Войти – в класс; Зайти – в магазин; Играть – в хоккей; Читать – газету; Любить – сестру; Плыть – на лодке; Делать – зарядку; Кататься – на коньках; Кататься – на лыжах; Учить – стихотворение; Влюбиться – в девушку; Ехать – поездом; Играть – на скрипке; Играть – в шахматы; Разговаривать – по телефону; Поблагодарить – за приглашение; Поздравить – с победой.


«Традиционные карточки»
Эту интересную игру можно использовать только в работе с учащимися, у которых уже есть определённый уровень языковых знаний. Значит, только ученики седьмого / восьмого класса могут играть. Этим ученикам хорошо известна традиция, т.е. пословицы и поговорки в родном языке, есть и некоторые знания о русской традиции в этом смысле, и они в состоянии (хотя по аналогии с родным языком) связать части пословиц. Главная задача именно то – связать начало и конец пословицы, которые написаны на различных карточках. Игру можно провести на уровне класса, разделить карточки всем ученикам. Текст на карточке сначала читают те, у которых начало, а те, у которых конец, пытаются предложить «своё» окончание поговорки. Или, разделить класс на команды и дать разные карточки разным командам (одним дать начала, другим концы пословиц, все добавляют отсутствующие части). Выигрывает команда, которая первой составит все поговорки.
Или, можно подготовить самый сложный вариант, как это на моих карточках, где на каждой карточке даны начало одной и конец другой пословицы или поговорки. В этом варианте все команды получают одинаковые карточки, решают по принципу «кто быстрее».
Эта игра, по-моему, драгоценна, потому что тренирует мышление, быстроту, догадливость, воспитывает нравственные качества детей, уважение к традиции народа.
Примеры:
Учиться – / всегда пригодится. Куй железо / пока горячо. Век живи – / век учись! Старый друг / лучше новых двух. Конец – / делу венец. Всё хорошо, / что хорошо кончается. Не имей сто рублей, / а имей сто друзей. Лучше синица в руках, / чем журавль в небе. Меньше говори, / да больше делай. Не стыдно не знать, / стыдно не учиться. Долог день до вечера, / коли делать нечего. Любишь кататься – / люби и саночки возить Красна птица перьем, / а человек ученьем. Правильное начало / половина дела. Что посеешь, / то и пожнёшь. Ученье - свет, / а неученье тьма. Сытый голодного / не разумеет. Мал золотник, / да дорог. Кончил дело – / гуляй смело. Волков бояться – / в лес не ходить. За двумя зайцами погонишься – / ни одного не поймаешь. Семь раз отмерь, / один раз отрежь. Делу время, / потехе час. Где пьют, / там и льют. Коли надоел человек, / дай ему взаймы. Не всегда говори то, что знаешь, / а всегда знай то, что говоришь. Не родись красивым, / а родись счастливым. Яблоко от яблони / недалеко падает. Худой мир лучше / доброй ссоры. Утро вечера / мудренее. Молчание / половина спасения. Мой дом – / моя крепость. Вся семья вместе, / так и душа на месте. На вкус, на цвет, / товарища нет. Чем богаты, / тем и рады. Не надо хвалить утро, / пока вечер не наступил. По одёжке встречают, / по уму провожают. Друг познаётся / в несчастии. В здоровом теле – / здоровый дух. В гостях хорошо, / но дома лучше. И месяц светел, / когда солнца нет. Тише едешь – / дальше будешь.


«Временные карточки»
Игра, требующая от участников очень хорошего знания по теме «выражение времени»: сочетания существительных с числительными, наречия, порядковые числительные…всё, что обозначает время и временные отношения в любом смысле (возраст, порядок, месяцы в году, даты, время на часах, дни недели…). Варианты для проведения:
- можно разделить всему классу карточки с разными окончаниями предложений. Начало каждого предложения читает учитель, а учащиеся читают конец, если думают, что подходит тот, который на их карточке. Вместе обсуждаются предложенные окончания (таким образом учениками запоминаются лексика, грамматика и синтаксис);
- можно и двум / трём командам разделить одинаковые карточки, и они соревнуются по принципу «кто первый»;
- В варианте, который здесь показан, я подготовила карточки по очень сложному принципу: на каждой из них начало одного и конец какого-то другого предложения. Учащимся надо очень хорошо владеть языком, чтобы быстро найти соответствующие части, так как карточек много, и надо внимательно прочитать каждую, чтобы найти решение.
Оказалось, что даже восьмиклассникам эта игра очень трудная, и я в основном выбираю вариант, который легче, или не даю ученикам все карточки.
Примеры:
Брат старше меня / на пять лет. Я плохо отвечал, / и учитель поставил мне двойку. Февраль – / второй месяц в году. Наша квартира на шестом / этаже многоэтажного дома. Школьный год продолжается / девять- десять месяцев. Это пальто стоит / сто двадцать пять рублей. Учебный год начинается / первого сентября. Один за всех, / и все за одного. У человека два уха, два глаза, / две руки и две ноги. Вчера на первое / у нас был суп из овощей. Вчера моей маме / исполнилось сорок лет. Саша пришёл первым, / а Виктор последним. Больному надо принимать / по две таблетки утром. На уроке истории мы говорили / о Второй мировой войне. Я расскажу вам / об одном писателе. Новый год не всюду встречают / тридцать первого декабря. Кто знает, какое сегодня число? / Я знаю: сегодня первое апреля. Валентина Терешкова – / первая женщина – космонавт. Иван первоклассник, / и он учится в первом классе. Это здание старое, / его построили двести лет назад. Мы ехали до Москвы очень долго, / два часа тридцать минут. До начала спектакля осталось / пятнадцать минут. Поезд придёт на вокзал / через два часа. Лето продолжается / три месяца. Вчера Серёжа опоздал / на двадцать минут. Каждый ученик получил / по две книги. Мы с Вовой сидим / за первой партой. Сейчас пять часов пятнадцать минут, значит, / четверть шестого. Они впервые встретились давно – / почти десять лет назад. Сейчас пол третьего, значит, / два часа тридцать минут. Соня моложе её брата / на два года. Мы с мамой живём вместе, / а брат живёт один. Какой у тебя вес? – / Сорок два килограмма. В классе было пятнадцать старых / и семь новых парт. Мне десять лет, а моей сестре / только три года. У меня шесть книг, / у тебя только одна. Сестра получила одно письмо / и одну открытку. В одно ухо вошло, / а в другое вышло. Восьмое марта – праздник, / это международный женский день. Солнце заходит поздно, / в девятом часу вечера. Мама (на обед) на второе / приготовила вкусные голубцы.


«Возможные карточки»
В самом конце посмотрите некоторые игры, которые я проводила как викторины в форме презентации. В каждой викторине, которая состоит из разных игр, есть те, которые в основном решаются устно, но иногда удобнее писать задачи на карточках. Вот некоторые из них:
«Добавьте, исправьте!» - вместо на слайде, слова с ошибками можно дать на карточках, так же можно решать игру «Кот в мешке» - вместо картинки на слайде дети выбирают карточку со скрытым вопросом. «Где ударение?» - тоже удобнее решать письменно, потому что, когда услышат неправильные решения, даже лучшие ученики растеряются и не знают правильного ответа.


Всем успешной игры!

http://ped-kopilka.ru/blogs/mira-simeunovich/-leksiko-gramaticheskie-igry-na-uroke-rki-s-ispolzovaniem-kartochek.html

Литература:
«Игры на уроках русского языка» (учебное наглядное пособие), авторы: Анна Александровна Акишина, Татьяна Леонидовна Жаркова, Татьяна Евгеньевна Акишина, «Русский язык», Москва 1990;
«Составь и прочитай» (российское дошкольное образование в детском саду и в семье), издательства «Малыш» и «Дрофа», Москва 1990.

Tags: