Методика РКИ (metodika_rki) wrote,
Методика РКИ
metodika_rki

Categories:

Знакомство с родом в курсе по РКИ

> Как познакомить иностранных учащихся с категорией рода (в русском языке)?
Знакомство с этой категорией обычно происходит на самых первых уроках в курсе по РКИ для начинающих (элементарный уровень).
Прежде чем объяснять род, преподаватель должен отдавать себе отчет в том, что, хотя по роду в русском языке изменяются все именные части речи, а также русские глаголы в ед. ч. в прошедшем времени, впервые представлять категорию рода принято на примере имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, т.к. они, как правило, принадлежат к определенному роду (к мужскому, к женскому или к среднему), но по родам не изменяются (в отличие, например, от прилагательных или притяжательных местоимений).
РКИ, КУРСЫ РКИ, МГУ РКИ
При этом родовые окончания существительных в курсе по РКИ рассматриваются только в одной форме: ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА (т.е. в словарной форме). Он никогда не изучается на примере им. пад. мн. ч. или косвенных падежей, хотя бы потому, что во всех косвенных падежах (кроме вин.) в ед. ч. у всех изменяемых существительных форма муж. и ср. рода будет СОВПАДАТЬ: по лесу = по окну, нет леса = нет окна и т.д.
Чтобы познакомить учащихся с родом, необходимо объяснить, что все существительные в русском языке, во-первых, делятся на три группы, во-вторых, рассказать, КАКИМ ОБРАЗОМ можно определить род русского существительного по окончанию русского существительного в его начальной форме (т.е. в форме им. пад. ед. ч).
Таким образом, для объяснения рода преподавателю нужно предоставить учащимся информацию по окончаниям существительных разных родов: во-первых, обратить внимание студентов на то, что все сущ. среднего рода похожи (сущ. женского рода похожи, сущ-ые мужского рода похожи), а во-вторых, рассказать, ЧЕМ именно похожи существительные в каждой из групп.
В том случае если род необходимо ввести без объяснения (к примеру, на занятии с дошкольниками), нужно точно также рассказать, что все существительные в русском языке делятся на 3 группы (допустим, слова-мальчики, слова-девочки и слова-солнышки), и предоставить учащимся информацию по существительным из каждой группы. В этом случае преподаватель может просто перечислить для детей (сопровождая перечисление, к примеру, показом изображений) существительные муж., жен. и ср. рода (взяв их, допустим, из лексического минимума данного урока): "Окно – это слово-солнышко, кукла – это слово-девочка, робот – это слово-мальчик", - и под.
Tags: РКИ
Subscribe

  • РКИ: Прощай, удаленка! (2)

    Илья Карпенко ...Но вернёмся к разговору о наших будущих друзьях и союзниках – студентах-иностранцах, коим в неумолимо…

  • РКИ: Прощай, удаленка!

    Илья Карпенко Что сказать? Судя по всем разведывательным признакам, Первую мировую коронавирусную войну Россия пока…

  • Неужели слово околело?

    Илья Карпенко Как говорится, «Не можем молчать!» Тема засилья англицизмов в современной русской речи и во всех видах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments