?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

> Ребенок на русском пишет справа налево. Что делать?
Такое письмо букв и цифр называется «зеркальным».
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
Кроме того, такие проблемы встречаются и у детей, одинаково хорошо владеющих обеими руками (их называют амбидекстрами), и даже у самых обычных правшей.
Если ребёнок дошкольного возраста до момента обучения его грамоте не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
Решать проблему нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Начинать работу сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.
Сначала необходимо приступить к воспитанию четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учить ориентироваться в собственном теле, то есть формировать, развивать и совершенствовать умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого задаются вопросы о местонахождении различных предметов (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?). Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.
Предложите ребенку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженные стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала..., затем...), обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы. (об этих и др. видах работы см. здесь