?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Учащиеся, приступившие к изучению РКИ «с нуля», достаточно рано знакомятся с русскими числительными, которые (безусловно, не в полном объеме) впервые представляются им, как правило, до изучения первого косвенного падежа.
Это знакомство может произойти на одном из первых уроков или даже на самом первом занятии, что зависит от материалов курса и от решения преподавателя: никаких объективных препятствий для представления каких-то числительных уже на первом уроке нет.
В любом случае знакомство с этой частью речи начинается с количественных числительных (один, два, три и др.) в именительном падеже. Несмотря на то что при такой подаче учащиеся узнают новую часть речи в виде новых слов, на одном уроке в соответствии с концентрическим принципом в подаче материала весь список числительных (до миллиона, миллиарда и под.), как правило, не оглашается. Однако объективных препятствий для изучения всех количественных числительных в им. пад. на одном уроке нет.
Порядковые числительные (первый, второй, третий и др.) впервые представляются учащимся, как правило, позже количественных, но тоже где-то в начале элементарного курса.
Применительно к ним нужно помнить о том, что они не могут быть даны до знакомства с категорией рода, т.к. порядковые числительные, как и прилагательные, в стандартной ситуации без существительного (с которым они согласуются в ед. ч. в том числе и по родам) не употребляются.
В том случае если необходимо представить все 4 формы порядковых числительных в им. пад. одновременно (т.е. не только первый, первая, первое, но и первые), преподавателю также потребуется сначала познакомить студентов с формой им. пад. множественного числа существительных: столы, книги, окна, поля и под. Кроме того, порядковые числительные обычно НЕ даются раньше прилагательных (и притяжательных местоимений: они представляются либо одновременно, либо после них.
Так, например, в учебнике для элементарного уровня «Поехали!» порядковые числительные впервые появляются в теме «Предложный падеж прилагательных в ед. ч.», которая изучается после притяжательных местоимений, прилагательных в им. пад. и даже после предложного падежа существительных в ед. ч.
В дальнейшем порядковые числительные (к которым добавляется и количественное числительное «один»), как правило, не отделяются от обычных и местоименных прилагательных и изучение остальных форм адъективного склонения происходит в том числе и на примере этой части речи.
Собирательные числительные на начальном уровне предлагаются для ознакомления и пассивного запоминания в составе нескольких выражений: "столик на двоих", "прошло трое суток" и под.
На средне-продвинутом уровне учащиеся, во-первых, обстоятельно и системно знакомятся с парадигмой склонения количественных числительных: двух, трем, пятью, двумястами и др. На начальном этапе (на базовом уровне) студентам, как правило, даются только отдельные формы, которые предлагаются для запоминания (чаще всего во временных конструкциях): без пяти час, магазин работает с девяти до восьми и под.
Происходит знакомство со значениями, правилами употребления и формами собирательных числительных (подробнее можно посмотреть здесь http://metodika-rki.livejournal.com/196880.html ).
Кроме того, учащиеся впервые рассматривают дробные числительные, учатся их правильно озвучивать в текстах, где они могут употребляться в разных падежах: двух третьих, трем седьмым и др.
После этого учащимся продолжают предлагаться разнообразные упражнения на употребление числительных, но основная информация по ним считается изученной.
Поначевная Анастасия http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/

Comments