?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почему в примерах "нужно больше кофе/ много чая" используется средний род, а в "нужен ещё кофе/ ещё чай" – мужской? Как это объяснить иностранным учащимся?

Количественные наречия "(не)много", "(не)мало" управляют существительными и местоимениями, с которыми образуют словосочетания: "много/ мало воды" (родительный падеж, употребления которого "потребовали" данные наречия).

Кроме того, как и у всех качественных наречий на -о, у "много" и "мало" есть степени сравнения: много => больше, мало => меньше (формы сравнительной степени).

При употреблении "много"/ "мало" в сравнительной степени тип словосочетания не поменяется: "больше/ меньше воды" (все так же в родительном падеже).

При этом главным словом в данном словосочетании будет наречие, а зависимым - существительное.

Таким образом, в том случае если данное словосочетание будет играть в предложении роль подлежащего, предикат будет координироваться в числе (и в данном случае в роде) не с существительным "воды"/ "людей"/ "чая" и под., а с наречием "много"/ "мало", которое требует постановки предиката в единственном числе (и в средний род).

Что касается словосочетаний "нужен кофе/ чай", здесь предикат будет координироваться с "кофе"/ "чай", то есть должно выбираться единственное число и (в данном случае) мужской род.

Материал подготовила Анастасия Поначевная, преподаватель Центра русского языка МГУ https://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/.

Comments

pontcha
Jan. 17th, 2018 08:41 am (UTC)
К сожалению, русский язык очень трудный. Есть темы, для которых можно придумать простое объяснение, но с переходом на средне-продвинутый уровень это становится практически невозможным.
(Deleted comment)
pontcha
Jan. 17th, 2018 11:13 am (UTC)
В этом блоге все материалы из области РКИ - русского языка как иностранного. Без объяснений здесь далеко не всегда можно обойтись. Если не согласны, проведите эксперимент. Попробуйте придумать план работы, который бы позволил ввести представленное в обсуждаемом посте правило без объяснения.
(Deleted comment)
pontcha
Jan. 19th, 2018 06:39 am (UTC)
"Было гладко на бумаге, да забыли про овраги". Говоря о реалиях в ИЗУЧЕНИИ иностранных языков, не забываем ли мы о РЕАЛЬНОСТИ, с которой имеем дело?

Во-первых, механизмы овладения родным и иностранным языком отличаются (исключение - дошкольники). Можно, конечно, поиграть в игру, что мы об этом забыли. Но это срабатывает далеко не всегда. Взрослым людям даже для запоминания ПОНИМАНИЕ необходимо.

На начальном уровне вводить материал лексически можно чаще, чем на средне-продвинутом. Но, чем сложнее оказывается явление, тем труднее обойтись без объяснений (а в объяснениях - без терминов).

Думали ли мы о существительных, словосочетаниях и предикатах, когда изучали родной язык? Когда учились в школе, между прочим, думали. А тот, кто не думал, никогда не сможет писать так же грамотно, как Вы (т.е. овладеть русским языком на том же уровне - даже как родным).

Edited at 2018-01-19 08:54 am (UTC)
(Deleted comment)
pontcha
Jan. 19th, 2018 09:26 am (UTC)
Да, действительно, промахнулась, извините. Невнимательно Вас читала
(Deleted comment)

Profile

курсы рки, русский как иностранный, рки мгу
metodika_rki
Методика РКИ
www.mgu-russian.com

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel