metodika_rki

Category:

Обучение конспектированию на программах РКИ

 Обучение конспектированию на программах РКИ

Основным источником информации по изучаемым дисциплинам для студента с первых дней обучения в вузе являются лекции и специальная учебная, а также научная литература (это различные учебные пособия, монографии, доклады, статьи, диссертации и т.п.), информация которых, как      правило, нуждается в усвоении, переработке, посредством конспектирования, поэтому обучение конспектированию в РКИ остается актуальной проблемой.

В рамках обучения языку специальности, как правило, уже на уровне В1 происходит обучение конспектированию как звучащей речи первоисточника-лекций, так и конспектированию письменной речи первоисточника -различных пособий по необходимым дисциплинам. В связи с чем, в зависимости от способа предъявления информации, методисты РКИ выделяют   два вида конспектирования:

- на основе слушания: аудирование – письмо, запись и переработка звучащей речи;

- на основе чтения: чтение-письмо, запись и переработка письменное речи.

Следует отметить, что подготовка к успешному освоению этого вида деятельности должна начинаться задолго до начала непосредственного обучения конспектированию, которое, в свою очередь, должно происходить в комплексном взаимосвязанном обучении всем видам речевой деятельности. Конспектирование лекций происходит в следующей последовательности: аудирование, письмо, чтение, говорение (внутренне проговаривание). Конспектирование письменной речи: чтение, письмо, чтение, говорение (внутреннее проговаривание).

Помним, что конспектирование- (от лат. cons pectus- обзор, очерк)- краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. (Педагогический терминологический словарь). Конспект - это особый вид текста, который создается «в результате аналитической переработки информации звучащей или письменной речи, содержащейся в первоисточнике».

Конспект вторичен по отношению к первоисточнику, он должен обладать его содержательными смысловыми и структурными признаками, должен быть адекватен и информативен.

Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудированного текста, результатом которого является запись в формате конспекта, происходящая при этом переработка информации определяется как свертывание.

Успешность обучения конспектированию зависит от психологических механизмов, обслуживающих рецептивные виды речевой деятельности: аудирование и чтение. К ним методисты относят: механизмы оперативной памяти (способность удерживать в сознании воспринятые аудитивно или зрительно лексические единицы, словосочетания, фразы, смысловое блоки в течение  времени, необходимого для восприятия и осмысления  этих информативных единиц); механизм кратковременной памяти; механизм вероятностного прогнозирования( умение на основе отдельных вычлененных маркеров логически верно предугадать, спрогнозировать верный  результат высказывания, спроецировать логически обоснованное завершение действия или процесса); механизм долговременной памяти и механизм осмысления.[см. Мотина Е.И Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов –нефилологов.М.,1988,176с.] ... читать далее

#уцря #рки_аудирование #методикарки #курсыркимгу

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.