metodika_rki

Category:

Советы для всех, кто не может выучить иностранный язык

Фото: Thomas Kolnowski / Unsplash
Фото: Thomas Kolnowski / Unsplash

От редакции Harvard Business Review Russia. 

Выучить язык раз и навсегда невозможно, поскольку это целый мир, который можно и нужно изучать, и этим миром нужно жить — так считает преподаватель английского языка Анастасия Иванова. В своей книге «Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить», вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», она рассказывает, как сделать этот процесс творческим и интересным. Мы публикуем несколько любопытных и полезных фрагментов из нее.

Для изучения языка и для жизни на нем совершенно необходимы, на мой взгляд, правильные инструменты и план. Подтверждает эту мысль история об американском экономисте Деминге. Еще на заре карьеры, не будучи звездой мирового масштаба, Деминг проводил на своих лекциях эксперимент. Он просил участников мероприятия — бизнесменов и управленцев, часто обладателей степени MBA, имеющих десятки и сотни подчиненных, — перечислить все известные им способы мотивации. Записывал ответы в столбик на доске. А потом вызывал из зала добровольца. Ставил перед ним миску с шариками для пинг-понга — красными и белыми, объяснял, что необходимо выбрать из миски десять красных шариков (только красных, ни одного белого), и завязывал человеку глаза. Естественно, «работник» не справлялся с порученной задачей. И тогда Деминг начинал перебирать способы мотивации, записанные на доске.

«Положительная материальная мотивация. Джонни, если ты достанешь десять красных шариков и ни одного белого, я дам тебе 100 долларов!.. Ох, не получилось…»

«Отрицательная материальная мотивация. Джонни, если достанешь из миски хотя бы один белый шарик, я оштрафую тебя на 100 долларов!.. И опять не получилось…»

«Эмоциональная мотивация. Джонни, ты крутой! Ты справишься! Я знаю, ты можешь! Друзья, крикнем хором: „Джонни, ты можешь!..» Снова не вышло…»

«Мотивация карьерой. Джонни, я клянусь: если ты выберешь только красные шарики, я уговорю твоего босса повысить тебя в должности!.. И опять не получилось…»

«Мотивация свободой. Джонни, дружище, если ты сейчас достанешь десять красных шариков, я тебя отпущу сегодня на два часа раньше!.. Да что ж такое, снова белые…»

Так он добирался до конца списка: ни один способ не приводил к успеху. Тогда Деминг объяснял участникам тренинга, что никакая мотивация не будет работать, если у человека нет технологии, позволяющей ему получать стабильный результат. И прежде чем мотивировать, нужно разработать и отладить бизнес-процесс, который поможет человеку справляться с задачей. В иной ситуации не спасет никакая мотивация, сколько бы сил, нервов и денег вы в нее ни вложили. К чему я веду? Не размышляйте о мотивации, не ждите «волшебного пинка» — просто составляйте свой план и следуйте ему.

Кстати, если вы каждые пару месяцев или каждое первое января загадываете желание «выучить иностранный язык» и потом держитесь какое-то время, значит, с мотивацией в целом у вас все в порядке. Просто в какой-то момент вы сталкиваетесь с естественной при отсутствии плана... Но если вы вдруг зависнете даже с планом в руках, есть несколько способов сдвинуться с мертвой точки...

Прошли те времена, когда министерство образования и учителя готовили для вас учебный план и спрашивали по нему. Теперь все в ваших руках: и план, и инструменты. Я считаю, что это к лучшему: у вас появились выбор и возможности подобрать способы изучения именно под себя, сделать так, чтобы учеба радовала и приносила вдохновение, а не стресс от тройки за сочинение. Но есть и подводные камни, к которым школа нас не вполне подготовила. Мы научились выполнять упражнения, соблюдать требования программы, слушать и запоминать, иногда размышлять. Но умеем ли мы учиться? У этого навыка — семь компонентов.

1. Умение составлять для себя план. Он нужен, чтобы вы не метались из стороны в сторону, размышляя, с чего начать изучение языка (в очередной раз). План — это карта, на которой отмечены пункт А и пункт Б и прорисован маршрут из одной точки в другую.

2. Умение определять нагрузку и время. Никто, кроме вас, не знает, заканчиваете ли вы обычно дело с самокритичной мыслью: «Эх, мог бы ведь и получше поработать» — или с гордостью за себя: «Вот это я поработал, отдача на сто процентов!» Будьте честны с собой каждый день, который вы теперь проживаете на двух языках. Могли прочитать две страницы, а прочитали одну? Или вам хватило бы двух, а вы зачем-то (перфекционизм!) читали до конца главы и до переутомления? Эти ощущения — у вас внутри, и только вы понимаете, стоило вам напрячься или, наоборот, расслабиться. То же самое и со временем: потратили вы драгоценные пять минут на интересное и полезное или снова зависли в социальных сетях? Стоило оно того?

Так как вы только начинаете учиться в кайф, советую завести своего рода дневник времени и эмоций. С его помощью вы увидите, сколько времени уходит на язык и какие эмоции от этого вы испытываете. Если времени потрачено много, а эмоции отрицательные — сокращайте занятия, ищите другие инструменты. Времени мало и эмоции отрицательные — увеличивайте время и опять же ищите другие инструменты. Если времени мало, а эмоции положительные — вы нашли то, что поможет идти вперед.

Вы должны отслеживать свою нагрузку самостоятельно — временную и эмоциональную. Это первый шаг к комфортной жизни в стиле lifelong learning. Помните и о правильном времени для занятий: только вы знаете, когда у вас наступают наиболее продуктивные часы. Ученые считают, что вечером мы «слабее» и более склонны к нарушению своих же планов... Поэтому определитесь, когда ваш мозг работает лучше всего, и именно на этот период запланируйте свое увлекательное занятие иностранным языком. Но помните: знать это время можете только вы, и, возможно, именно в вашем случае вечер окажется продуктивнее утра. Если вы все еще недовольны результатом, значит, время и его количество не так существенны в данном случае. Важнее умение управлять этим временем с пользой для своего языка. Советую посмотреть видео или прочитать сочинения Джоша Кауфмана, автора бестселлера «Сам себе МВА». В книге «Первые 20 часов» Джош рассказывает, как после рождения ребенка он все меньше времени мог уделять изучению испанского и игре на укулеле. В его голове все время крутилась одна мысль — всем известное утверждение о том, что делать что-то хорошо получается, лишь когда есть возможность посвятить этому десять тысяч часов. Но у него не было десяти тысяч часов для игры на укулеле! А вот двадцать он мог найти. Он попробовал, и оказалось, что за 20 часов способен научиться чему-то — пусть не идеально, но на дилетантском, бытовом уровне. Бенни Льюис, автор книги Fluent in 3 months («Заговори свободно за 3 месяца»), рассказывал, как он, переехав в Испанию, несколько месяцев ходил на курсы испанского без каких-либо результатов. И только когда он просто взял и начал говорить на языке с окружающими, дело пошло. А потребовалась на это всего минута: полминуты на то, чтобы решиться заговорить, и полминуты на саму фразу. Так что время в изучении языка относительно; важнее то, как вы его тратите.

3. Умение подбирать необходимые и актуальные инструменты. Чтобы найти правильные инструменты, следует знать, какие они вообще бывают. Когда сегодня ученики рассказывают о страданиях над советскими или постсоветскими чернобелыми учебниками, мне хочется заплакать и обнять их. Зачем они так мучаются? Зачем зубрят фразы типа «Мистер Джонс желает уведомить вас, что прибудет на чай в пять часов»? Давным-давно появились цветные и интерактивные учебные программы, где задания связаны с жизнью и реальными событиями. Люди тратят немалое количество времени на заучивание текстов о мистерах и миссис, которых не существует уже лет пятьдесят.

Читайте статью полностью в источнике: 

https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/800355

#уцря #методикарки #курсыркимгу

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.