metodika_rki

Categories:

Олеся Балтак о роли чтения в изучении языка и о своих книгах

Автор книг адаптированного чтения по РКИ Пиковая дама и Санкт-Петербург от А до Я Олеся Балтак о роли чтения в изучении языка и о своих книгах на втором московском международном форуме РКИ 16 и 17 мая, организованном УЦРЯ МГУ https://mgu-russian.com/en/ совместно с РАНХиГС (видео можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=h18q7xeG7rE – пятое выступление на отметке 2:37:10)

Краткое содержание сообщения:

Для овладения иностранным языком необходим понятный входной материал, которым может  стать предлагаемый для чтения (и прослушивания) адаптированный текст. На пути этого процесса существует аффективный фильтр: страх, стресс, усталость, отсутствие интереса и др. Необходимо нейтрализовать фильтр и активизировать центр, который способствует усвоению языка.

По Стивену Крашену, именно чтение является самым важным в овладении иностранным языком, ведь, по его мнению, для успешного овладения языком необходимо его усвоение на подсознательном уровне. Чтение книг – ключ к овладению языком. От адаптивного чтения – к неадаптивному, поскольку адаптивное чтение – это только этап. Его должно сменить чтение самых обычных текстов. 

Для чтения лучше выбирать книги, которые были бы на уровень ниже уровня студентов. Сначала необходимо прослушать аудиофайл. После этого происходит чтение, которое сопровождается слушанием. Потом даются упражнения по методу Майкла Льюиса.

Язык состоит из грамматикализованной лексики. В лексическом подходе большее внимание должно быть уделено лексике, аудированию, ведению словарика. Усвоение языка по пути снизу вверх – это только начальный этап. Потом должно быть его изучение. Но в самом начале должно быть усвоение фраз клише, когда предлагаются речевые формулы. Преподаватель в первую очередь должен обеспечить усвоение именно их. На практике студентам трудно конструировать фразы по правилам, ставя слова в необходимую форму. Учащиеся, запоминающие клише, легче общаются.

В первую очередь, как известно, определяется цель. Кроме того, необходимо определить подход. Далее происходит выбор темы (классика или современность?), работа над материалом, планирование книги с точки зрения издательского  формата. Большое внимание в книге А2 «Пиковая дама» было уделено иллюстрациям и фото. В тексте нет ударений (не в последнюю очередь из-за использования аудио). Но главное – это, безусловно, работа по адаптации (упрощению) оригинального текста. Принцип адаптации – пересказ с постоянным повторением похожей лексики и похожих фраз. Кроме того, был сделан глоссарий и разработаны упражнения, которые направлены на поиск фраз клише и их запоминание. Необходимо, чтобы учащиеся видели словосочетания, поэтому в заданиях даются фразеологизмы (например, со словом «душа»), рассматривается концепция времени и др.; для объяснения новых (русских) слов используются синонимы, антонимы, изображения. Ну и наконец была создана профессиональная аудиозапись с музыкальным сопровождением (русских авторов). Результат: учащихся удалось заинтересовать Пушкиным, декабристами, той эпохой. Это важно, так как не все студенты дойдут до уровня, когда смогут прочитать это произведение в оригинале. Есть планы по созданию и других книг.

Конспект доклада: Анастасия Поначевная, преподаватель Учебного центра русского языка МГУ

#уцря #курсыркимгу #форумрки #методикарки


Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.