?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Центре русского языка МГУ в очередной раз состоялась чат-конференция по методике преподавания РКИ детям. И, как всегда, мы выкладываем текст обсуждения. Спасибо всем! Ждем новых участников

[20.04.2012 13:01:14] paa: Добрый день, дамы и господа!
[20.04.2012 13:01:19] paa: Меня зовут Анастасия, я преподаватель Центра русского языка МГУ. Сегодня я постараюсь ответить на ваши вопросы, связанные с культурой на занятиях по русскому языку в детской аудитории.
[20.04.2012 13:01:27] tatianants96: Здравствуйте! ))
[20.04.2012 13:01:30] paa: До начала конференции уже были заданы некоторые вопросы по теме. Сразу же постараюсь ответить на них.
[20.04.2012 13:01:48] paa: > КАК ОГРАНИЧИТЬ МАТЕРИАЛ ТАК, ЧТОБЫ НИЧЕГО ВАЖНОГО НЕ УПУСТИТЬ?
При отборе материала для занятий с детьми обычно исходят из ТЕМЫ урока, в зависимости от которой происходит отбор лексического, грамматического (и коммуникативного) материала.
Кроме того, следует обязательно учитывать:
- связь с предыдущим и последующим материалом;
- включение моментов знакомства с культурой;
- взаимосвязь с неречевыми видами деятельности (рисование, лепка, подвижные игры и под.), с временем года, с текущими моментами жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении (например, необходимость усвоения этапов распорядка дня в детском саду);
- наличие разнообразных по цели и форме, интересных для всех и интегративных игр по теме;
- наличие демонстрационного и раздаточного материала, элементов наглядности;
- мотивированность всех существенных сторон занятия;
- индивидуальный подход к учащимся;
- возможность отклонения от темы в зависимости от хода занятия, возможность гибкого реагирования на успех тех или иных игровых моментов;
- минимальное и максимальное наполнение занятия в зависимости от настроения, состояния и работоспособности детей.
Но главное, о чём всегда необходимо помнить, готовясь к занятию с дошкольниками, - это ИГРЫ. Всё, что преподаватель хочет объяснить детям на уроке, в идеале должно быть им преподнесено в игровой форме.
Кроме того, обязательной составляющей любого занятия может стать фонетическая зарядка (все упражнения которой также могут принимать форму фонетических игр). Фонетическая зарядка может проводиться либо в самом начале занятия, либо немного позже.
На занятиях со взрослыми учащимися при подаче материала рекомендуется исходить из принципа от простого к сложному, от того, что совпадает с родным языком студента, – к тому, что расходится. На занятиях с дошкольниками воспитатель также должен об этом помнить, но также не забывать придерживаться и прямо противоположного принципа «от сложного к простому», что обусловлено возрастом его подопечных.
Воспитатель не должен забывать о том, что к концу занятия у детей накапливается усталость, поэтому самые сложные задания на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками могут предлагаться в начале, а не в конце урока.
[20.04.2012 13:02:49 | Изменены 13:03:34] paa: > КАК ОРГАНИЧНО ВКЛЮЧИТЬ В ЗАНЯТИЯ СТИХИ ЧУКОВСКОГО, МАРШАКА, БАРТО?
При работе с дошкольниками рекомендуется использовать специально подобранные иллюстрации, которые помогут представить описание природы, облик персонажей, ситуации, о которых рассказывается в том или ином стихотворении.
Рассматривая иллюстративный материал, дети могут отвечать на вопросы воспитателя - педагог уточняет и конкретизирует их высказывания. Вопросы могут быть о внешнем виде, характере, настроении героя. Можно предложить детям поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски.
Методика работы может быть следующей: воспитатель или родитель читает вслух художественный текст - дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге: где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и под.
При подборе иллюстраций предпочтение рекомендуется отдавать таким, на которых животные, люди и предметный мир выглядят максимально реалистично.
Можно организовать и провести целевую прогулку (прогулки), в процессе которой дошкольники приобретают впечатления, позволяющие глубже понять содержание произведения, его идею. Так, перед чтением «Почты» С. Маршака можно отправиться на экскурсию в ближайшее отделение связи, где дети могут познакомиться с правилами приемки и отправки писем.
Перед чтением стихотворения «Песня о весне» С. Маршака весной можно организовать прогулку с целью показать воспитанникам серебристые, бархатные серёжки вербы. Если прогулку трудно организовать, можно принести в группу ветки вербы.
Работа со сказкой Чуковского «Муха-Цокатуха» описана в ст. Кулешовой И. Этикетно-познавательная игра "Чайная церемония у Мухи-Цокотухи" http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=695:teeempfang-auf-russisch&catid=49:volshebnyy-mir-russkoy-skazki&Itemid=48&lang=ru
[20.04.2012 13:04:27] paa: > КАКИЕ ЕЩЕ ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЖНО И НУЖНО ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ И КАКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С НИМИ МОЖНО ПРИДУМАТЬ?
Детская культура, связанная с русским языком, представлена:
- организацией жизни детей по определенному годовому циклу;
- традиционными праздниками, связанными с российской жизнью;
- песнями, стихами, рифмовками, сказками, историями, видеоматериалами;
- традиционными играми, игрушками, предметами быта, приготовлением пищи и сервировкой стола;
- реалиями детского быта (играми, игрушками, едой и напитками, увлечениями);
- рассказами об обычаях, связанных с жизнью детей (где дети живут, во что играют, куда ходят одни или со старшими, в каких мероприятиях участвуют, какие обязанности по дому выполняют), и обрядах (как отмечается рождение ребенка, свадьба, похороны и т. п.);
- флагом, гимном, другими государственными символами, не только общероссийскими, но и входящих в Россию национально-территориальных образований (по возможности рассказываются также истории и легенды, связанные с их происхождением);
- детской художественной культурой народов России (народными костюмами, работами известных, в т. ч. детских, художников, фотографиями или слайдами архитектурных памятников, исторически значимых вещей);
- произведениями художественной литературы для детей, фольклором, легендами, сказками, мультфильмами и под.
Со всеми этими элементами русской культуры можно и нужно знакомить детей на занятиях по русскому языку.
Одна из русских традиций воспитания малышей - приговаривание в лад, в рифму, припевание по ходу работы. Поэтому в содержание обучения должны быть включены традиционные песни и потешки, связанные с детскими обычаями отмечания праздников. Необходимо использовать разные формы введения их в структуру занятий — как в качестве одного из элементов, так и в качестве основы для построения всей работы по обучению второму языку детей в течение определенного периода.
На занятиях по русскому языку можно отмечать праздники, участвовать в народных играх, знакомиться с традиционными игрушками. Какие-то материалы можно заучить к празднику или написать на поздравительной открытке по какому-нибудь поводу. Другие могут сопровождать или организовывать детскую игру. Сказки, легенды, былины, стихотворения можно учить слушать. Сказки, легенды, былины, мультфильмы, стихотворения, песни можно ещё и разыгрывать.
Традиционные персонажи мультфильмов, книг или известных телевизионных передач могут использоваться в качестве героев, постоянно действующих или представляющих ту или иную тему в обучении языку.
Приёмы работы с мультфильмами на занятиях с билингвами описаны в ст. Денисовой А.А. Смотрим мультфильм! (см., например, здесь http://www.forteacher07.ru/content/view/97/50 )
Пособие Барышниковой Е Н, Денисовой А. А. Чебурашка и его друзья выложено здесь http://www.mgu-russian.com/data/files/baryshnikova_denisova_cheburashka.pdf.
Положительным опытом можно считать знакомство с местной русской культурой, с местными памятниками русскоязычия.
Большое внимание необходимо уделять сопоставлению норм коммуникации в двух культурах: обращение к знакомым и незнакомым в различных жизненных ситуациях, приветствие, прощание, благодарность, поздравление, пожелание, выражение радости, одобрения — все это следует давать детям в сравнении. Внимание детей привлекается к невербальным компонентам общения: мимика, позы, жесты (прощание, запрещение, дразнилка, желание и готовность отвечать на заданный учителем вопрос, счет на пальцах и т. д.), — которые не совпадают в разных культурах.
[20.04.2012 13:05:51 | Изменены 13:07:04] paa: > КАКИМ ОБРАЗОМ ПРЯМО НА ЗАНЯТИИ ЗАУЧИВАТЬ СТИХИ И ПЕСНИ С НЕЧИТАЮЩИМИ ДЕТЬМИ (ПОСКОЛЬКУ ДОМА МНОГИМ НЕКОГДА ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ)?
Для того чтобы помочь детям запомнить стихотворение, воспитатель может использовать следующие приемы:
1. Предложить воспитанникам назвать отрывки, которые им особенно понравились. Прочитать их при участии детей, выполнив 3-4 заявки.
2. Заранее продумать задания-вопросы в виде цитат из текста, требующие от ребенка повторения («Оля, скажи: «И помчится наша песня за леса и за моря? - спрашивает воспитатель. «И помчится наша песня за леса и за моря», - отвечает девочка). Обычно этот прием используется в тех случаях, когда в стихотворении встречаются строчки, которые дети запоминают с трудом или искажают при чтении («По Москве весенней улицей зеленой все несут на площадь красные знамена» (З. Александрова); «Росой окропились цветы на полях, стада пробудились на мягких лугах» (А. Пушкин); «Туча небо кроет, солнце не блестит» (А. Плещеев); «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной» (И. Суриков) и др.).
Вопросы могут быть адресованы одному ребенку, группе детей, отдельно мальчикам, отдельно девочкам и т. п.
3. Чтение детьми отрывков (5-6 выступлений). Воспитатель поясняет, как нужно прочесть те или иные строчки, поощряет поиски ребенком нужной интонации. В процессе этой работы все дети запоминают текст.
4. Если произведение это позволяет, можно организовать чтение по частям («Зима» И. Сурикова, «Осенью» А.Плещеева), в лицах («Песня о елке» С. Маршака, «Сельская песня» А. Плещеева), драматизацию («Есть в лесу под елкой хата...» П. Воронько).
Кроме того, можно использовать приём многократного хорового повторения каждой строчки за воспитателем в паузы. Если стихотворение это позволяет, повторение может сопровождаться движениями, что поможет быстрее запомнить его строчки. Кроме того, можно использовать разный темп (медленный, средний, быстрый), а также разную громкость (шёпотом, тихо, громко, чтобы, например, услышал кто-то, «стоящий на другом берегу реки»).
[20.04.2012 13:07:39] paa: > КАК МОЖНО ПОДАВАТЬ СКАЗКИ, ЧТОБЫ ЭТО БЫЛО НЕ ПРОСТО ЧТЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ ИЛИ НЕСЛУШАНИЕ ДЕТЬМИ?
Во-первых, перед прочтением сказки (или же после её первого прочтения) необходимо снять лингвострановедческие трудности, объяснив детям непонятные слова. Это могут быть слова и словосочетания, которые содержат так называемые приметы места и времени, а также языковые единицы, являющиеся стержнем произведения.
Объяснение можно сопровождать показом иллюстраций, а также заданиями-вопросами типа:
а) — Вот теремок (воспитатель показывает изображение) — не большой терем, а маленький.
— Теремок — это большой дом или маленький? (Правильно. Маленький дом — это домик. А маленький терем — теремок).
б) — А вот это мышка-норушка (изображение). Почему её так зовут? (Возможный ответ: Потому что она живёт в норке!)
— Это лягушка-квакушка (картинка). Русские лягушки квакают, и поэтому лягушку зовут как? (Возможный ответ: Лягушка-квакушка) (см. ст. Дронова В.В. Ремизовой С.Ю. Русская народная сказка).
Во-вторых, как и при работе со стихотворениями, дети могут получить задание находить и показывать героев сказки (по мере её прочтения воспитателем) на картинках.
Длинные сказки могут быть разбиты на части, и тогда послетекстовые задания (изображения и вопросы) могут предлагаться детям после каждой из частей.
Для работы над навыками и умениями аудирования воспитатель может подготовить текст хорошо известной детям сказки с ошибками - дети получают задание внимательно слушать и сообщать об ошибках, допущенных воспитателем.
Во время чтения сказки воспитатель может делать паузы, давая детям задание попробовать самостоятельно закончить фрагмент, придумать и сказать, что будет, по их мнению, дальше. Если сказка уже известна детям, они получают задание договаривать окончание фрагмента каждый раз, когда воспитатель останавливается и замолкает.
Героев сказки можно изображать, рисовать, лепить, делать аппликации, поделки, готовить персонажей для кукольного театра, раскрашивать сюжетные сценки, выполнять задания по математике, задания по развитию речи, в ходе которых закрепляется лексика и грамматика.
По завершении работы со сказкой может быть организован праздник: сказку можно разыграть, предложить какое-нибудь блюдо национальной кухни, исполнить песню или танец.
Симановская Е. Читаем сказки: Два брата. Садко http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=466:dva-brata-sadko&catid=49:volshebnyy-mir-russkoy-skazki&Itemid=48&lang=ru
[20.04.2012 13:08:44] marina.hill: Здравствуйте! Началась ли конференция?
[20.04.2012 13:08:59] paa: > ВРОДЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ ЗНАЛИ "СТАРЫХ" РУССКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ: ЧЕБУРАШКУ, АЙБОЛИТА, БУРАТИНО. А СТОИТ ЛИ ЗНАКОМИТЬ С СОВРЕМЕННЫМИ, КОТОРЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И САМ ЗНАЕТ ПОНАСЛЫШКЕ, НО КОТОРЫЕ ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ МИРА СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В РОССИИ И ВРОДЕ БЫ НЕПЛОХИ (Я ИМЕЮ В ВИДУ ЛУНТИКА, СМЕШАРИКОВ, НОВЫЙ СЕРИАЛ ПРО МАШУ И МЕДВЕДЯ...)?
С этими персонажами тоже обязательно нужно знакомить, так как важно, чтобы дети, воспитанные в иноязычной среде, получали хотя бы примерно те же знания, что и их сверстники в России. Таким образом, воспитатель или родитель подготовит почву для их общения (во время поездок в Россию, по Интернету и под.).
[20.04.2012 13:09:36] paa: > МОЖЕТ, КТО-ТО МОЖЕТ ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ КАКИЕ-ТО ЛОТО ПО СКАЗКАМ И ДРУГИЕ ПРОВЕРЕННЫЕ ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ?
Игра-лото «В мире сказок» http://www.kids-price.ru/drofa_media_igra_loto_mire_450364.html#
Кубики по русским сказкам см. здесь http://www.stellarvvv.ru/catalog/catalog/cube_pictures/cubik_12/
Много сценариев различных игр по сказкам см. здесь http://www.mgu-russian.com/data/files/didact.pdf
[20.04.2012 13:09:57] paa: [20 апреля 2012 г. 13:07] marina.hill:
<<< Здравствуйте! Началась ли конференция? да, началась
[20.04.2012 13:10:22] paa: > ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ТО ХОРОШИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ (ГЖЕЛЬ, ХОХЛОМА, ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА...), ЧТОБЫ БЫЛО ПРОСТО И ИНТЕРЕСНО ПРО ЭТО ВСЁ РАССКАЗАНО И ПРЕДЛОЖЕНО САМИМ ПОПРОБОВАТЬ ЧТО-ТО НАРИСОВАТЬ, РАСКРАСИТЬ, СЛЕПИТЬ?
Игра-лото «Русские узоры» знакомит с основными элементами народных росписей, с народными промыслами, учит видеть особенности разных видов росписи, развивает наблюдательность, художественный вкус, зрительное восприятие. Игра-лото "Русские узоры" - прекрасное пособие для занятий с детьми дома и в детском саду http://www.kids-price.ru/drofa_media_igra_loto_russkie_450342.html
Порядок работы с материалом, имеющим отношение к русским народным промыслам, к декоративно-прикладному творчеству, описан в ст. Майдороды И. Билингвы и прикладное искусство (см., например, здесь http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=107:majboroda-i-bilingvy-i-prikladnoe-iskusstvo&catid=36:stranovedenie&Itemid=19&lang=ru ),
а также в ст. Шабановой Е. Урок прикладного искусства во 2 классе: Русская роспись (Урал) (см., например, здесь http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=751:russische-volksmalerei&catid=36:stranovedenie&Itemid=19&lang=ru )
[20.04.2012 13:10:53] paa: > В ИНТЕРНЕТЕ МНОГО СЦЕНАРИЕВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ (НОВЫЙ ГОД, 8 МАРТА, ВСТРЕЧА ВЕСНЫ/ОСЕНИ И Т.Д.) ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ДЕТСКИХ САДОВ. ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ТО РАЗРАБОТКИ К ПРАЗДНИКАМ С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ОНИ ПРОВОДЯТСЯ НЕ В РОССИИ И ДЕТИ РУССКИЕ, ДА НЕ СОВСЕМ?
Такие разработки есть. См. следующие статьи (ниже):
Бородина Е. Сценарий фольклорного праздника "Посиделки" http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=383:posidelk&catid=42:vneshkoljnye-meropriyatiya&Itemid=17&lang=ru
Сценарии общества "Атлант" (Кельн) Масленица, Рождество, Новый год и др. http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=256:scenarii-dlj-utrennika&catid=42:vneshkoljnye-meropriyatiya&Itemid=17&lang=ru
Маслова Е. Сценарии новогодних праздников http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=385:novyjgod&catid=42:vneshkoljnye-meropriyatiya&Itemid=17&lang=ru
Смолякова Т. Три сценария Нового года http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=789:neujahr&catid=42:vneshkoljnye-meropriyatiya&Itemid=17&lang=ru
Смолякова Т. Сценарий Дня Нептуна http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=788:neptun-&catid=42:vneshkoljnye-meropriyatiya&Itemid=17&lang=ru
Праздник пословиц и поговорок http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=379:urokposlovitsy&catid=42:vneshkoljnye-meropriyatiya&Itemid=17&lang=ru
Губарева Ю. Праздник русской Масленицы (для русских младших школьников) http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=667:butterwoche-inrussland&catid=36:stranovedenie&Itemid=19&lang=ru
[20.04.2012 13:11:36] paa: Это были ответы на вопросы, которые были заданы до конференции
[20.04.2012 13:12:11 | Изменены 13:16:01] paa: Давайте обсудим, какие задания и игры можно предложить в детской аудитории при работе с (русской) сказкой. Какие задания и игры вы используете или знаете? Расскажите.
[20.04.2012 13:14:10] paa: Может быть, у кого-то есть вопросы по теме? Пожалуйста, задавайте.
Продолжение здесь