?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Важно, чтобы дети слышали и умели произносить мягкие и твёрдые согласные, поэтому полезно делать следующие упражнения:


1. Мы говорим пары слогов с твёрдыми и мягкими согласными, а ребёнок говорит, одинаковые эти слоги или разные. Например,

1) РА-РА – одинаковые
2) РА-РЯ – разные
3) РЯ-РЯ – одинаковые
4) АР-АРЬ – разные.

2. Когда ребёнок уже научился писать, можно давать ему диктанты. Сначала под диктовку ребёнок пишет слоги с твёрдыми и мягкими согласными, а потом слова. Например:

1) бор – Борь
2) вес – весь
3) бур – бурь
4) кол – коль
5) мол – моль
6) мил – миль
7) сэр – сер
8) вол – вёл
9) мал – мял
10) мол – мёл
11) мыл – мил
12) сок – сёк


Comments

( 4 comments — Leave a comment )
mama_erica
Jun. 8th, 2012 09:40 pm (UTC)
Ну вот мой ребёнок (4,5 г.), когда я говорю, вроде, различает, но сам когда говорит, я его не понимаю... Мышка-мишка, мыло-Мила... Даже отдельные слоги не произносит, а в потоке речи и вовсе всё теряется... К логопеду?
metodika_rki
Jun. 14th, 2012 07:43 am (UTC)
Известно, что за произношение мягких согласных отвечают движения языка - специальная артикуляция при палатализации, которая заключается в подъеме спинки языка, как при произнесении й. В частности, такая артикуляция появляется при последовательном произнесении согласного и й, поэтому преподаватели обычно используют такие сочетания для постановки палатализованных (обычно сочетание нья), чтобы учащийся сначала почувствовал такую артикуляцию. Однако это может привести к появлению призвука й вместо палатализации (произношение Танья вместо Таня), поэтому требуется отдельная работа по постановке произношения палатализованных согласных в разных позициях.

Этому могут в частности способствовать упражнения артикуляционной гимнастики.

В копилке логопедов есть такие упражнения для языка:

1. «Лопата». Язык широкий, лопаточкой.
Язык лопатой разложи
И немного подержи.
Лопату втянем внутрь.
Положим лопату на нижние зубы.
Скажем: ПЯ-ПЯ-ПЯ.
Цель – расслабить язык.
2. «Язык путешествует». Оближи губы, потрогай зубы, достань до нёба, погладь альвеолы (верхние бугорки около зубов и нижние). Потянись язычком к носу, затем – к подбородку. Цель – разрабатывать подвижность языка.
3. «Вытолкни зубы языком». Улыбнись. Приоткрой рот. Широкий кончик языка упри в нижние зубы и сильно дави. Спинка языка напряглась и выгнулась – 7 раз.
4. «Маляр». Приоткрой рот, подними язык к нёбу и води по нёбу вверх-вниз. «Язык красит нёбо». Цель – разрабатывать подвижность языка.
5. «Паровоз». Открой рот, бока языка прижми к верхним зубам. Двигай язык вперёд-назад, катая язык, как по рельсам. Цель – научиться держать язык у верхних зубов.

Другие упражнения для языка (а также для постановки некоторых, в том числе и мягких, звуков) можно посмотреть на с. 68-71 пособия Акишиной А.А., Акишиной Т.Е. «Учимся учить детей русскому языку».


metodika_rki
Jun. 14th, 2012 07:43 am (UTC)
Для взрослых учащихся рекомендованы следующие упражнения для разминки артикуляционного аппарата и для постановки некоторых твёрдых и мягких звуков.

Комплекс 1. Свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ц’]
1. Рот открыт, язык высовывается изо рта и убирается в рот попеременно на счет “раз-два”. (Повторить 8–10 раз.)
2. Углы рта слегка оттянуты, передние зубы сомкнуты и видны. Объем движений – как при артикуляции звука “и”. Под счет “раз-два” губы раздвигаются и снова смыкаются. (Повторить 8–10 раз).
3. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу. Держать в таком положении 10–15 с. (учитель медленно считает вслух до десяти).
4. Рот немного приоткрыт, язык находится между зубами. Выполняются легкие жевательные движения передними зубами в течение 10–15 с.
5. Рот приоткрыт. Кончик языка загнут за нижние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним передним зубам. Удерживать язык в таком положении в течение 10–15 с. (учитель медленно считает вслух до десяти).
6. Кончик языка упирается в передние нижние зубы. Широкий язык “выталкивать” вперед и убирать в глубь рта. Язык в форме валика перемещается вперед-назад. (Повторить 8–10 раз.)
7. Кончик языка упирается в передние нижние зубы. Попеременно двигается вправо-влево. (Повторить 8–10 раз).
8. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх (сложить язык трубочкой). Удерживать язык в таком положении 10–15 с. (педагог медленно считает вслух до десяти).
9. Язык находится в таком же положении. Дуть на язык, сложенный трубочкой, 10–15 с.

Комплекс 2. Звуки [л], [л’]
1. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10–15 с. (учитель медленно считает до десяти).
2. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10–15 с. (учитель медленно считает до десяти). Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать его в таком положении 10–15 с. (учитель медленно считает до десяти).
3. Попеременно расслаблять (делать язык широким, как в упражнении 1) и напрягать его (делать узким, как в упражнении 2).
4. Высунуть узкий язык, медленно двигать им из правого угла рта в левый и обратно. (Повторить15–20 раз.)
5. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизывать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление (по часовой стрелке и наоборот).
6. Рот открыть, широкий язык убрать за верхние зубы в форме трубочки. Удерживать в таком положении 10–15 с.
7. Рот открыт, языком облизать верхние зубы снаружи и изнутри.
8. Рот широко открыт, высунуть узкий язык далеко вперед. Кончик напряженного языка поднять вверх. Рот не закрывать. Удерживать язык в таком положении в течение 10–15с. (учитель медленно считает вслух до десяти).

metodika_rki
Jun. 14th, 2012 07:44 am (UTC)
Комплекс 3. Звуки [р], [р’]
1. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).
2. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)
3. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. (Повторить 10–15 раз.)
4. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)
5. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)
6. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз.)
7. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)
8. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с..
9. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

курсы рки, русский как иностранный, рки мгу
metodika_rki
Методика РКИ
www.mgu-russian.com

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel