?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как знакомить учащихся с глаголами? Можно ли объяснить всё за один урок или лучше объяснять постепенно: сначала "ехать", затем "смеяться", "взять" и под.?

Чтобы понять, как изменяется глагол, нужно разделить его любую форму на основу и окончание. Например, чита-ть, чита-ю, чита-ешь, чита-ет, чита-ем, чита-ете, чита-ют. Окончание инфинитива -ть присоединяется к основе инфинитива, а окончание спрягаемых форм - к основе настоящего (или простого будущего) времени.

К сожалению, многие русские глаголы имеют разную основу в инфинитиве и в настоящем/ простом будущем времени. Например, говори-ть, говор-ю, говор-ишь, говор-ит, говор-им, говор-ите, говор-ят (в инфинитиве основа "говори-", а в спрягаемых формах - "говор-").

Основа инфинитива и настоящего/ простого будущего времени могут отличаться существенно. Например, жи-ть, жив-у, жив-ёшь, жив-ёт, жив-ём, жив-ёте, жив-ут (в инфинитиве основа "жи-", а в спрягаемых формах - "жив-"). Или писа-ть, пиш-у, пиш-ешь, пиш-ет, пиш-ем, пиш-ете, пиш-ут (в инфинитиве основа "писа-", а в спрягаемых формах - "пиш-"). То же происходит с глаголами типа приня-ть, я прим-у (на этот глагол очень похожи сня-ть, сним-у, подня-ть, подним-у), а также с глаголами типа поня-ть, пойм-у (на этот глагол очень похожи заня-ть, займ-у, наня-ть, найм-у).

При изучении таких глаголов необходимо обращать внимание студентов на разные основы в инфинитиве и в спрягаемых формах, а задача студентов - запоминать эти основы.

Если ударение (у глаголов е-спряжения) падает на окончание, то -е- переходит в -ё-: "Даёшь молодёжь!"

Кроме того, есть глаголы, у которых в основе настоящего/ простого будущего времени будет происходить чередование в первой форме (в я-форме). Например, плати-ть, я плаЧ-у, ты плат-ишь, он плат-ит, мы плат-им, вы плати-те, они плат-ят (такие глаголы см., например, на с. 116-117 "Поехали!").

На все эти особенности необходимо обращать внимание студентов на этапе их знакомства с тем или иным глаголом. И эти особенности студентам придётся запоминать.

Глаголы лучше вводить постепенно. При этом одновременно можно давать глаголы, чем-то похожие друг на друга. Так, например, в учебнике элементарного уровня "Поехали!" сначала даётся 22 правильных глагола (без существенных "отклонений") Е- и И-спряжения (см. стр. 19). Потом даётся три глагола типа "вставать" (см. с. 65), потом 7 глаголов с чередованием в первой форме (см. с. 116-117), потом 13 глаголов типа "планировать" (см. с. 124), потом 8 возвратных глаголов (см. с. 134), потом 10 базовых глаголов движения (см. с. 151 и с. 174-175). Остальные глаголы с особенностями в спряжении даются по одному по ходу изучения тех или иных грамматических или разговорных тем. Так, например, глагол "жить" дается в момент изучения предл. пад. места ("живу в Москве"), глагол "писать" - при изучении предл. пад. мысли ("писать о чём"), "хотеть", "искать" изучаются вместе с вин. пад., "брать" в теме "универсам", "мочь", "петь" в теме "досуг" и под.