?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень часто дети понимают что им говорят на русском языке, но отвечать предпочитают на языке окружения.

Во-первых, родители сами должны как можно больше говорить со своими детьми на русском, мягко, но настойчиво добиваясь ответа на том языке, на котором был задан вопрос. Этот метод тем успешнее, чем раньше начинает применяться.

Разговаривая с ребёнком, необходимо предоставлять ему примеры употребления слова в разных ситуациях взаимодействия, чтобы он мог уяснить значение и правила употребления слов и форм.

Во-вторых, необходимо обязательно поощрять детей за их речь на русском языке. Успех ребенка сделает для него общение на русском языке привлекательным, интересным, что обеспечит мотивацию в овладении русским языком и в дальнейшем.
Одной из форм учебной деятельности, вызывающей потребность говорить (а следовательно решающей проблему мотивированности речи), является
игра. Когда от того, насколько правильно ты что-то говоришь, меняются декорации на сцене, что-то падает, что-то взлетает, ты сам превращаешься в другое существо и отправляешься в подземный мир, - становится интересно говорить. Усвоение лексики и конструкций может быть мотивировано необходимостью их использования в предметно-практической деятельности (раскрашивание, рисование, лепка, изготовление поделок и под.).

Много возможностей сейчас предоставляет Интернет.

Там есть детское радио
Детские песни, мультфильмы

Методика работы со сказкой (согласна, что чтение в изучении русского очень помогает) описана, например, в статье Дронова В. В., Ремизовой С.
Ю. «Русская народная сказка»

Кроме того, сильным мотивирующим фактором в изучении языка является общение с соотечественниками (и прежде всего со сверстниками). Очень
важно создание «коммуникативной потребности», чтобы ребенок почувствовал необходимость в использовании русского языка. Такую «коммуникативную
потребность» можно создать, поддерживая контакты с соотечественниками (связь с общиной, активность общения с русскоязычными друзьями и их
детьми, поездки в Россию, общение с соотечественниками по Интернету) и обучая чтению и письму на русском языке, так как ребенок 12-14 лет
сможет самостоятельно читать интересные книги по-русски и переписываться с друзьями (по Интернету).

Также для создания мотивации можно попробовать найти общее с ребенком увлечение – игру в шахматы, коллекционирование и под.
Кроме того, необходимо:
а) постараться большую часть работы провести до школы;
б) развить в ребенке чувство гордости за то, что он знает два (три) языка, что он приобщен к нескольким культурам.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
whatevergospodi
Jan. 22nd, 2013 06:22 pm (UTC)
это все очень хорошо написано, но на вопрос "как" никто не ответил. :(
pontcha
Jan. 23rd, 2013 08:35 am (UTC)
> Как стимулировать детей использовать русский язык для общения с родителем, носителем русского языка?

Если родители будут:

а) как можно больше говорить со своими детьми на русском, мягко, но настойчиво добиваясь ответа на том языке, на котором был задан вопрос;

б) разговаривая с ребёнком, предоставлять ему примеры употребления слова в разных ситуациях взаимодействия;

в) поощрять детей за их речь на русском языке;

г) играть с ними;

д) раскрашивать, рисовать, лепить, изготавливать поделки и под.;

е) вместе слушать детское радио, песни, смотреть мультфильмы;

ж) читать и (или) рассказывать сказки (на русском);

з) организовывать общение ребёнка с одноязычными соотечественниками (особенно со сверстниками) за счет установления (или поддержания) связей с общиной, поездок в Россию, организации общения по Интернету;

и) обучать ребёнка чтению и письму на русском;

к) стараться находить общее с ребенком увлечение – игру в шахматы, коллекционирование и под.;

л) развивать в ребенке чувство гордости за то, что он знает два (три) языка, что он приобщен к нескольким культурам, -

ВСЁ ЭТО будет стимулировать ребёнка на общение с родителями на русском языке.

Edited at 2013-01-23 08:41 am (UTC)
whatevergospodi
Jan. 23rd, 2013 06:13 pm (UTC)
некоторые из этих пунктов да, более-менее раскрывают тему.
Но некоторые... Как развивать в ребенке чувство гордости? Как обучать чтению и письму? как предоставлять ему примеры употребления слова в разных ситуациях? как поощрять детей за речь на русском?
как родитель, который с этим живет уже почти 10 лет, у меня есть собственные способы, но некоторые из этих пунктов вызывают ступор, я понятия не имею, как на практике развивать чувство гордости, например...
pontcha
Jan. 25th, 2013 06:36 am (UTC)
Здесь все пункты раскрывают тему, поскольку ВСЁ РАВНО, КАК учить читать, как предоставлять примеры употребления слова в разных ситуациях, как поощрять детей за их речь на русском или как развивать чувство гордости... Здесь все средства хороши (кроме тех, конечно, которые вызывают стойкое отвращение к обучению).

Дело в том, что, как бы вы ни учили ребёнка читать (а существует множестство методик), само это обучение (а главное - приобретённые умения) уже явится мощным мотивирующим фактором для использования русского языка в общении, поскольку ребёнок сможет самостоятельно получать информацию из любых русских текстов, представленных в письменном виде (а где чтение - там и обсуждение, и письмо).

Если вы научите ребёнка писать (и/ или печатать) по-русски (опять же не важно как), он сможет общаться с русскими сверстниками, к примеру, в социальных сетях. Таким образом, само умение читать и писать будет стимулировать к использованию русского языка в общении.

То же касается и других пунктов. Не важно, как предоставлять примеры употребления слова в разных ситуациях. Родитель может это делать, к примеру, комментируя собстевенные действия, отчетливо, медленно, по нескольку раз повторяя ключевые слова, изменяя формы слов. К примеру, в магазине: «Мы с тобой забыли о молоке! Нам нужно молоко. Купим молока? Молочко вкусное, я из него сварю молочную кашку...». Но можно придумать и другие способы.

Не важно, как поощрять детей за их речь на русском. Можно просто не забывать хвалить.

Чтобы развивать в ребёнке чувство гордости за то, что он знает два языка, нужно, во-первых, самим никогда не стесняться говорить с ребёнком по-русски даже в общественных местах. Во-вторых, нужно поддерживать связи с русской общиной, чтобы ребёнок видел, что владеть двумя языками - это, как минимум, нормально. Предпринимать усилия по созданию дома русского фона. Знакомить ребёнка с достижениями русской культуры, с русской историей, с биографией выдающихся русских людей и под. Кроме того, будет полезным также и всё остальное - что бы вы в этой связи ни придумали.

Edited at 2013-01-25 06:40 am (UTC)
(Anonymous)
Oct. 27th, 2013 05:00 am (UTC)
Двуязычный ребенок
Хочу поделиться своим опытом. Мой сын родился в США. Там же ходил в ясли и садик, потом в школу. Папа у нас говорит только по-английски. Я - в семье только по-русски с ребенком. сын (6 лет) говорит прекрасно, без акцента, лексика обширная. Вот как я подошла к вопросу внедрения русского языка в жизнь ребенка:
1) я говорю с ним только по-русски. Никогда не смешивааю, не вставляю английские слова в русский текст.
2) ребенок любит, чтобы я ему читала. Пожалуйста - но читаем только русские книги. Выбираем интересные: про богатырей например сказания, рассказы Толстого нравятся. Драгунский, Носов, Ушинский нравится. Бианки любим.
3) любит смотреть мультики - на здоровье. Но начали со старых советских мультиков с профессиональной озвучкой, с грамотной четкой речью. Когда сын подрос, то стала показывать и американские мульты иногда. Очень помог Лунтик в свое время кстати. Ребенок оттуда много слов понабрал и целых выражений.
4) в машине любит слушать сказки - пожалуйста, только вся русская классика.
5) повесила ему на стенку карту мира, на которой отмечены разные животные и всякое остальное интересное на каждом континенте. Сын ищет по номерам аннотации и пытается читать - хочется ведь узнать!
6) каждое лето ездим в Россию. Конечно это жертва с моей стороны. можно было бы ездить куда-то еще, или например зарабатывать больше денег... Но я выбрала язык - теперь ездим в Россию, затянув потуже поясок и пожертвовав Европами и Азиями.
7) язык начали учить с рождения, а не вдруг потом.
8) Внимание! Важный момент: у ребенка идут 2 языка параллельно. папин язык и мамин язык. То есть не было такого, что сначала в семье только русский, а потом вдруг в школе появился английский. По опыту знакомых в таком случае ребенок может отказаться от русского. У нас же натуральным образом идут оба языка.
Я думаю, что если ребенок отвечает на английском, то единственный выход - поехать в Россию на погружение. Иначе никак.
( 5 comments — Leave a comment )