?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда начинать введение? В какой последовательности с ними знакомить?

Знакомство с прилагательными (в им. пад.) обычно происходит ДО знакомства с первым косвенным падежом, но после знакомства со мн. ч. (в им. пад.) существительных, с личными и притяжательными местоимениями, часто после знакомства со спряжением глаголов, т.к. из-за набора окончаний (для всех 4-х типов прилагательных) эта тема оказывается сложной для учащихся.

Как известно, в русском языке 4 типа прилагательных. Первый тип имеет твёрдую основу: новый. Второй – мягкую: синий. Для удобства предлагаю назвать их «классический твёрдый» и «классический мягкий» тип.

«Классический мягкий» тип (синий) самый малочисленный. Он включает порядка 20 прилагательных с основой на мягкий [н'] только (утренний, вечерний, вчерашний, сегодняшний, завтрашний, зимний, весенний, летний, осенний,последний, ближний, дальний, передний, задний, ближний, дальний, домашний, синий и под.), притяжательные прилагательные (типа лисий, медвежий), порядковое числительное третий, изменяющееся по той же модели, и притяжательные местоимения мой, твой, свой, наш, ваш. Если учащиеся не слышат разницу между твёрдым [н] и мягким [н'] (а они, как правило, этой разницы не слышат), эту группу придётся просто запомнить, так как невозможно предугадать, когда [н] будет твёрдым: чёрный, - а когда мягким: вечер[н’]ий

Тип прилагательных 4 и 3 соответственно предлагаю назвать «смешанными».
К «смешанному» типу 1 (то есть тип 3) относятся прилагательные, у которых основа оканчивается на шипящие –ж-, -ш-, -щ- и –ч-, а ударение при этом падает на основу: прохОжий, хорОший, слЕдующий, горЯчий.

К «смешанному типу 2 (то есть тип 4) относятся все прилагательные с основой на -к-, -г-, -х- (русский, строгий, тихий), а также прилагательные, у которых основа оканчивается на шипящие –ж-, -ш-, а ударение при этом падает на окончание: чужОй, большОй.

Окончание -ЫЙ в форме Им. пад. ед. ч. муж. род. под ударением меняется на –ОЙ.

Знакомство с прилагательными всех 4-х типов может происходить как одновременно, так и последовательно.

Если все 4 типа вводятся одновременно, то информацию лучше представить в таблице, кратко рассказав студентам всё то, о чём я написала выше.

В классе можно выполнять устные упражнения (т.к. на начальном этапе эта новая часть речи - прилагательные - одновременно предстанет перед учащимися в виде новых слов, так что студентам придётся преодолевать сразу 2 трудности: учить новые слова и и думать об окончаниях), а письменные упражнения на разные типы можно дать учащимся на дом. Хорошие упражнения на разные типы прилагательных есть, например, в пособии Русский язык в упражнениях Хаврониной, Широченской.

Если же вводить эту тему постепенно, то сначала следует познакомить студентов с 1-м типом, потом со вторым, потом с 3-м и с 4-м соответственно. Упражнения могут быть теми же.