?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прилагательные

Кто хочет поломать голову в русской грамматике - Вам сюда.
Для меня это  больная и животрепещущая тема. Как объяснить детям?
Помогите!
Подключайтесь!


ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Вот, нашла  несколько  прилагательных, которые имеют мягкий согласный перед окончанием -ИЙ (как синий),  но склоняются с окончаниями
как после твёрдого согласного (-ого,- ому, -ИМ, -ом):
Примеры:
И.п.   громкий                                           тихий                                               упругий
Р.п.   громкого                                
          тихого                                              упругого
Д.п.   громкому                                         тихому                                             упругому
В.п.   громкий / громкого                       тихий / тихого                                 упругий / упругого
Т.п.   громким   (упс!))                             тихим (упс два раза!))                  упругим (!!!)
В.п.  громком                                           тихом                                                упругом

Вот ещё примеры:
Далёкий, долгий, высокий, мягкий, пологий,  маленький,  звонкий,  гадкий, сладкий, ветхий, гибкий, ловкий  и т.д.
Значит, объяснение про мягкость и аналогию с "синим" не катит.
Есть ещё вопросы:
1. Чем окончание -ЫЙ отличается от окончания -ОЙ?
2. В  прилагательных на -ОЙ в определённых случаях  в Т.п. тоже -ИМ выскакивает  (другой - другим,  плохой - плохим) .  Вот  почему так?

А вот примеры склонения прилагательных женского рода:
И.п.    красивая         хорошая   (Во, здесь же не мягкая согласная на конце корня, почему же склонение пошло по пути окончаний на "е"?))        
Р.п.    красивой          хорошей
Д.п.    красивой          хорошей
В.п.    красивой          хорошей
Т.п.    красивой          хорошей
П.п.   красивой          хорошей
К примеру из второго столбика так же подходят прилагательные тощая, колючая, пригожая, похожая...А не только  синяя, весенняя...;)

Вот во  множественном числе  когда у прилагательных  надо писать  окончание -ЫЕ, а когда - ИЕ? Почему красивые, но плохие?
Это всё очень интересно.
Кстати, именно это часто спрашивают слабоговорящие по-русски дети - билингвы.



mica68

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
pontcha
Apr. 5th, 2011 06:46 am (UTC)
К сожалению, в русском языке 4 типа прилагательных.
Первый тип имеет твёрдую основу: новый.
Второй – мягкую: синий.
Для удобства предлагаю назвать их «классический твёрдый» и «классический мягкий» тип.
«Классический мягкий» тип (синий) самый малочисленный. Он включает порядка 20 прилагательных с основой на мягкий [н'] только (утренний, вечерний, вчерашний, сегодняшний, завтрашний, зимний, весенний, летний, осенний, последний, ближний, дальний, передний, задний, ближний, дальний, домашний, синий и под.), притяжательные прилагательные (типа лисий, медвежий), порядковое числительное третий, изменяющееся по той же модели, и притяжательные местоимения мой, твой, свой, наш, ваш. Если детки не слышат разницу между твёрдым [н] и мягким [н'], эту группу придётся просто запомнить, так как невозможно предугадать, когда [н] будет твёрдым: чёрный, - а когда мягким: вечер[н’]ий
Тип прилагательных 4 и 3 соответственно предлагаю назвать «смешанными».
К «смешанному» типу 1 (то есть 3) относятся прилагательные, у которых основа оканчивается на шипящие –ж-, -ш-, -щ- и –ч-, а ударение при этом падает на основу: прохОжий, хорОший, слЕдующий, горЯчий.
К «смешанному типу 2 (то есть 4) относятся все прилагательные с основой на -к-, -г-, -х- (русский, строгий, тихий), а также прилагательные, у которых основа оканчивается на шипящие –ж-, -ш-, а ударение при этом падает на окончание: чужОй, большОй.
Окончание -ЫЙ в форме Им. пад. ед. ч. муж. род. под ударением меняется на –ОЙ.
mica68
Apr. 5th, 2011 11:36 am (UTC)
Большое спасибо за ответ!
Только я не совсем поняла, почему притяж. местоимения ( мой, твой и т.д.) относятся к "классическому мягкому типу". :)
Ваш вариат классификации окончаний мне кажется интересным, но не очень чётко структурированным.
Ведь чтоб дети поняли, им надо разжевать и показать на пальцах закономерность, особенно, если при этом есть возможность не зубрить.
А я вот до чего додумалась (учитывая, что объяснять детям надо максимально просто,наглядно и понятно):
http://mica68.livejournal.com/90351.html
(На истину в последней инстанции, конечно, не претендую и всегда рада альтернативным мнениям. ))
Спасибо.
pontcha
Apr. 7th, 2011 07:51 am (UTC)

Возможно, наш, ваш действительно не стоит включать в эту группу из-за различиях в окончании Вин. пад. ед. ч. ж. р., но мой, твой, свой я бы отнесла к группе синий из-за очевидного сходства окончаний в косвенных падежах:

ед. ч.
И.синий синеенаш нашемой моёнашамоясиняяИ.
Р.синегонашегомоегонашеймоейсинейР.
Д.синемунашемумоемунашеймоейсинейД.
В.синий/ синего синеенаш/ нашего нашемой/ моего моёнашумоюсинююВ.
Тв.синимнашиммоимнашеймоейсинейТв.
Пр.о синемо нашемо моёмо нашейо моейо синейПр.

мн. ч.
И.синиенашимои
Р.синихнашихмоих
Д.синимнашиммоим
В.синие/ синихнаши/ нашихмои/ моих
Тв.синиминашимимоими
Пр.о синихо нашихо моих

Что касается сводной таблицы здесь http://mica68.livejournal.com/90351.html , то, по-моему, было бы понятнее, если бы комментарий по поводу творительного падежа располагался (на листе) рядом с творительным падежом (например, на дополнительной стрелке, которая бы к нему вела). Кроме того, таблица (а также комментарий к ней), к сожалению, не учитывает прилагательные с основой на –ж-, -ш-, но с ударным окончанием типа большОй, чужОй. Эти прилагательные изменяются по типу прилагательных с основой на –к-, -г-, -х-.

alllka
Apr. 19th, 2011 11:00 am (UTC)
Если детки не слышат разницу между твёрдым [н] и мягким
Посказочка.
Если ребёнок не различает твёрдые и мягкие согласные, над этим обязательно надо работать, т.к. это важный смыслоразличительный признак согласных фонем РЯ. На худой конец, есть подсказка: перед гласными ЯЕЁЮИ все согласные, кроме ШЖЦ, звучат мягко.
(Anonymous)
Jun. 18th, 2014 10:14 pm (UTC)
большой, чужой
А я уже несколько лет представляю своим ученикам прилагательные большой и чужой как исключения, т.к. иностранцам (особенно славяноговорящим) и так нелегко с ударениями приходится, и опыт показал, что основывать правило на том, в чем они не так хорошо разбираются, просто не честно.
pingback_bot
Apr. 5th, 2011 11:22 am (UTC)
Нашла! Нашла!...)
User mica68 referenced to your post from Нашла! Нашла!...) saying: [...] этой заморочки  есть здесь в первом комменте. http://metodika-rki.livejournal.com/9315.html [...]
marysasch
Apr. 5th, 2011 12:50 pm (UTC)
Прилагательные с окончаниями на Кий, ГИЙ, ХИЙ идут отдельной группой. Прилагательных таких как СИНИЙ очень мало.
Окончание ЫЙ безударный,а ОЙ ударный - разница в этом
( 7 comments — Leave a comment )