Методика РКИ (metodika_rki) wrote,
Методика РКИ
metodika_rki

Categories:

Грамматика

Я люблю ходить пешком. Почему нельзя говорить "гулять пешком"?
Потому что глагол "ходить" может обозначать не только 'передвижение без помощи транспорта' (=пешком), но и 'на транспорте' (ходить на работу, даже если на самом деле на неё ездишь) и даже 'движение самого транспорта' (ср.: как часто ходит этот автобус?). Поэтому с помощью обстоятельства образа действия ("пешком") мы сообщаем читающему (или слушающему), что в словосочетании "ходить пешком" глагол "ходить" употреблён в своём прямом значении 'передвигаться при помощи ног', а не в одном из переносных (ср. ходить в бассейн, в который на деле приходится ездить).
У глагола же гулять нет переносных значений, с вязанных с движением на транспорте (или с движением транспорта), поэтому и разграничивать нечего. Другими словами, нельзя гулять НЕ пешком, а вот ходить, как выясняется, можно.
Как объяснить студентам, когда нужен предлог с в творительном падеже? Почему нельзя говорить "писать с карандашом"?
Коллеги рекомендуют следующее  объяснение. В русском языке предлог с с творительным падежом (в значении 'инструмента') используем в том случае, если антонимическое высказывание НЕ абсурдно. Так, например, не абсурдно высказывание типа "Пришёл без друга". Значит, в словосочетании "пришёл с другом" нужно использовать предлог с. Однако словосочетание "писать без карандаша" выглядит немного странно (какой-то инструмент для письма в данном случае обязателен), поэтому в словосочетании "писать карандашом" предлог с НЕ используем.
Tags: Методика преподавания РКИ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments