?

Log in

No account? Create an account

«Сегодня со студентом разбирали глаголы движения с приставками, и случился у нас коллапс, т.к. нет никакой логики в НСВ и СВ виде. Может, есть какой-то материал, на основании которого можно доступно объяснить?»

Смотрите краткое объяснение здесь: https://metodika-rki.livejournal.com/122569.html?fbclid=IwAR0qK8cfoaODdlNLtfEoKWJMDfkIKfYqEOyX5VhDt5O3DJMnk0vchLgod4I

Хорошие объяснения и упражнения по теме «Глаголы движения с приставками» есть в пособиях «Русский язык в упражнениях» С.А. Хаврониной, «Вперёд!» О. Головко, «Приходите! Приезжайте! Прилетайте!» Богомолова А.Н., Петановой А.Ю.

#рки_грамматика #уцря #курсырки

Строгих закономерностей выбора формы именительного или творительного падежа прилагательного при связке «быть» нет. День был морозный и ветреный. – День был морозным и ветреным. Однако в ряде случаев предпочитается одна из этих форм.

1. Форма именительного падежа предпочитается, если принадлежность признака обозначается конструкцией «у кого»: Глаза у неё были грустные. Если же принадлежность признака выражается местоимением, то предпочитается творительный падеж: Её глаза были грустными.

2. Отрицание при связке влияет на выбор формы творительного падежа: Удар был сильный. – Удар не был сильным.

3. При связке в форме инфинитива и деепричастия – творительный падеж: Он старался быть объективным. Ещё будучи совсем молодым, он имел успех на сцене.

4. Форма именительного падежа соответствует разговорной тональности высказывания, форма творительного падежа – книжной: Чай был горячий и слишком сладкий. Обмен мнениями был плодотворным и полезным.

Кроме того, употребление творительного падежа определяется теми же правилами, что и употребление краткой формы https://mgu-russian.com/ru/teach/blog/331640/: Всё здесь было для меня непривычно. – Всё здесь было для меня непривычным.

При выражении просьбы (связка в императиве) употребляется обычно краткая форма (Будь добр, будьте добры); при выражении пожелания обычна краткая форма, но возможна и форма творительного падежа (Будь счастлив, будьте счастливы. Будь добрым, и тебя все полюбят).

Read more...Collapse )

Главный редактор А.В. Голубева об изучении и преподавании РКИ сегодня (попытка SWOT-анализа) на втором московском международном форуме РКИ 16 и 17 мая, организованном УЦРЯ МГУ https://mgu-russian.com/en/ совместно с РАНХиГС (видео можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=h18q7xeG7rE – второе выступление на отметке 18:00)

Краткое содержание сообщения:

Методика SWOT-анализа предполагает оценку ситуации: возможностей и препятствий, создающихся средой. Эти факторы не зависят от участников процесса – они им не подконтрольны. С другой стороны, есть то, на что можно влиять. Дэвид Кристал говорит о невозможности распространения языка без сильной политической,  экономической и военной власти. Слабый изучает язык сильного. Опросы «Евробарометра» показывают, что главными факторами в изучении, в распространении языка является возможность получить хорошую работу, хорошее образование. 

Успешная маркетинговая идея для русского языка – это альтернативная идея, противопоставленная английскому языку: русский язык особенный, иной, не такой, как английский. Еще одна возможность для развития – опора на широкую сеть русских школ за рубежом, на значительную русскоязычную диаспору. Россия привлекательна как рынок труда. Это большой контингент учащихся. Новые технологические возможности позволяют получить выход на новые территории, даже географически отдаленные.

Read more...Collapse )

Всегда и всё время

Наречие «всегда» характеризует действие, границы которого или очень широки («всю жизнь»), или конкретно не обозначены, а словосочетание «всё время» обычно указывает на сравнительно небольшой отрезок времени, и действие, характеризуемое им, обычно связано с конкретной ситуацией: 


У неё всегда были тайны от нас. – Перед нашим отъездом она всё время что-то скрывала от меня. Я всегда мечтал стать лётчиком. – О чём ты всё время думаешь? Мы всегда работали вместе. – Я всё время работаю в этом институте.

Лексика русского языка. Сборник упражнений / Под ред. Э.И. Амиантовой

Исторически полные прилагательные образовались от кратких с помощью форм указательного местоимения И. Формы именительного падежа: И – мужской род, Я – женский род, Е – средний род; формы косвенных падежей сохранились как формы косвенных падежей личных местоимений 3 лица: его, ему  и т.д.

Это местоимение при кратком прилагательном выполняло ту же функцию, что и определённый артикль the в английском языке: оно указывало на то, что признак принадлежит конкретному предмету или лицу. Красна девица – именование любой красивой девушки, а красная девица – обозначение вполне определённого человека. Впоследствии данный признак (неопределённость / определённость) был утрачен, а появился новый – употребление в функции сказуемого (краткие прилагательные) / определения (полные прилагательные).

Формы местоимения И превратились в окончания. Изначально прилагательные (краткие) и существительные изменялись одинаково: зелено вино, зелена вина, зелену вину, зеленом вином, о зелене вине. Прибавление к кратким прилагательным форм местоимения И привело к изменению окончаний: зелено + е (форма именительного падежа единственного числа среднего рода) > зеленое вино, зелена + его > зеленого вина, зелену + ему > зеленому вину и т.д. Вот почему склонение прилагательных так непохоже на склонение существительных.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. Курс лекций

#рки_история_языка #уцря #курсырки

Оформление объекта, выраженного существительным мужского рода в единственном числе или любым существительным во множественном числе, в винительном падеже зависит от особых значений одушевленности / неодушевленности. У одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного (в.п. = р.п.), у неодушевленных – с формой именительного (в.п. = и.п.): вижу школьника, студентов, учительниц, животных, но вижу дом, столы, школы, яблоки.

Деление существительных на одушевленные и неодушевленные не совпадает полностью с реально существующим в мире различием живого и неживого. В результате имеют место несоответствия между грамматической оформленностью существительного, выражающего объект, и его реальным содержанием. Существительные, не обозначающие живых существ, могут быть грамматически одушевленными – иметь форму винительного падежа, омонимичную форме родительного падежа (в.п. = р.п.): вытащить утопленника, сбросить туза, верить в домовых и леших, и наоборот, существительные, обозначающие живые существа, могут быть грамматически неодушевленными – иметь форму винительного падежа, омонимичную форме именительного (в.п. = и.п.): защищать народ, создать отряд добровольцев.

Фрагмент из статьи Е.А. Кузьминовой «Особые случаи оформления объекта, связанные с категорией одушевленности / неодушевленности» // Книга о грамматике: РКИ. Под ред. А.В. Величко

#уцря #методикарки #курсырки

Илья Карпенко

25 мая, как говаривали встарь, «всё прогрессивное человечество» отметило День филолога. И не отметить его не могло. Если оно, это человечество, конечно же, прогрессивное…

Как известно, филология (от др.-греч. φιλολογία – «любовь к слову») – это «область знания, изучающая тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа – историю и сущность духовной культуры данного общества».

Вот так, «сущность духовной культуры общества». Ни больше, ни меньше…

А потому в этот знаменательный день мы решили поговорить с Владимиром Аннушкиным – весьма искушённым Филологом (с большой буквы!), главой Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, доктором филологических наук, заслуженным профессором Института русского языка имени Пушкина и учеником основателя риторической школы МГУ Юрия Рождественского.

– Сегодня – День филолога. Но я встречал людей, которые не знают, что такое филология, путают с философией…

– Филология – наука о Слове, о правилах создания, хранения, воспроизведения и функционирования всех словесных произведений = текстов. И не только письменных, а и устных, и печатных. А теперь и электронных, интернет-текстов. Филология – наука о том, как сделать человека счастливым через язык – речь – слово!

– Можем ли мы сказать, что филология как наука начиналась с античных риторик?

Read more...Collapse )

Profile

курсы рки, русский как иностранный, рки мгу
metodika_rki
Методика РКИ
www.mgu-russian.com

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel